![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психические состояния ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Психические состояния (эмоциональные психические состояния) отражают переживания человека, его эмоции и чувства. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают ее динамику. Радость, печаль, гнев, обида и др. – все это различные состояния, выражающие отношение человека к действительности. Чувства – более устойчивые эмоциональные состояния личности. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные, интеллектуальные, эстетические и т.д. Чувства и эмоции играют важную роль в деятельности и поведении человека. Чувства связаны с потребностями личности. Удовлетворенные потребности вызывают положительные чувства: радость, гордость, счастье, эйфорию и т.д.; неудовлетворенные потребности порождают печаль, горе, неудовольствие. Но они же служат и стимулом к действиям, так как побуждают человека к поиску путей удовлетворения потребностей и к тому, чтобы испытать положительные эмоции. Выделяют высшие чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические. Для учителя важно также быть способным к проявлению эмпатии. Эмпатия - процесс сопереживания, включение в эмоциональное состояние другого человека. Понять другого человека – это прежде всего понять его чувства и переживания. Роль эмоциональных состояний учащихся в учебной деятельности в целом огромна. С каким настроением учащийся готовит задание, нет ли у него страха сделать ошибку, готов ли он с увлечением заниматься, заучиванием, переписыванием, решением задач и т.д. Для учителя важно создавать ситуацию успеха учащегося на уроке. Замечать хорошее, рост ученика, его продвижение. Для педагогической деятельности важно, чтобы педагог различал такие психические состояния, как стресс, аффект, фрустрацию, которые может переживать учащийся. Стресс – эмоциональное напряжение. Играет положительную роль, если служит мобилизации усилий, преодолению трудностей, например, в учебе. Отрицательный смысл – в устойчивых, затяжных переживаниях, когда уровень напряжения превышает адаптационные возможности человека. Аффект – бурная эмоциональная реакция, которая протекает в очень короткий временной промежуток. Справиться с аффектом очень сложно. Учитель никогда не должен создавать ситуации, в которых у ученика может возникнуть состояние стресса или аффекта. Важно уметь предупреждать эти напряженные состояния и научиться управлять как собственным поведением в ситуациях напряжения, так и поведением учеников. Эмоциональное состояние учителя часто определяет успех его деятельности. Воля Психические состояния человека, связанные с проявлением воли (волевые психические состояния) возникают как следствие совершения волевых действий, проявления волевой активности человека. Воля – есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Структура волевого акта. Различают простое волевое действие, когда побуждение переходит в самодействие почти автоматически, и сложное волевое поведение, когда человек осознает мотивы, намерения, цели действия, его последствия, вырабатывает план. Учителю необходимо воспитывать как собственные волевые качества личности: целеустремленность, выдержка, решительность, организованность, дисциплинированность и др., так и волевая активность учащихся, которую им нужно проявлять в учебной деятельности.
76. Формы и методы воспитательной работы с учащимися в современных условиях.
Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности с целью воспитания. Главная особенность воспитат. дела — необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательные дела должны иметь коллективный и творческий характер. Обычно воспитательные дела организуют в свободное от учебных занятий время, т.е. в часы досуга. В интересных, содержательных, увлекательных воспитательных делах дети участвуют добровольно. Учитывая, что досуговая деятельность по своему содержанию может быть социально значимой, т.е. способствовать всестороннему развитию личности (такова вся деятельность, пронизывающая внеклассные воспитательные дела), то все воспитательные дела, организованные в часы досуга, являются формами, в которых оказывается досуговая деятельность школьников. Следовательно, каждая форма досуговой деятельности должна быть воспитат. делом.
· • целеполагание, планирование; · • организация и подготовка; · • непосредственное осуществление дела; · • анализ достигнутых результатов. Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующих условиям школьной жизни, которое постоянно меняется. Часто основы их содержания и методики черпаются из популярных игр телевизионных передач (КВН, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Отгадай мелодию», «Зов джунглей», «Великолепная семерка», «Умницы и умники» и др.). Значительный вклад в разработку новых форм воспитательной работы сделано 1. П. Ивановым (80-е годы XX века) и Н. Е. Щуркова (90-е годы XX века). На современном этапе внимание педагогов акцентируется на личности, индивидуальности. Понятие «личностно-ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученике» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа усвоения содержания образования и формирование определенных черт характера. В связи с этим нового, более глубокого смысла приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от количества участников того или иного воспитательной дела. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальное учета особенностей воспитанника и организацию деятельности и взаимоотношений каждого согласно присущих ему возможностей, а с другой — адаптацию всех к социальным условиям неминуемой сотрудничества с индивидами широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д.
|