Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление. Мышление –наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами






Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.

Мышление носит знаковый характер, выражается словом. Речь является материальной основой мышления. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс.

Под проблемой понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих: цель, условия, в которых задается данная цель; потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения.

Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных задач.

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач: ориентировочные действия; исполнительные действия; нахождение ответа.

Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П.Я.Гальперину):

1. Выявление ориентировочной основы действия. Происходит ориентация в задании.

2. Происходит формирование действия в материальном виде. Обучающийся получает полную систему указаний и признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

3. Действие формируется в громкой речи.

4. Этап формирования умственных действий про себя.

5. Формирование действий во внутренней речи.

Мышление включает ряд операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация, сериация. С помощью этих операций осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

К формам мышления относятся понятие, суждение, умозаключение.

Виды мышления:

По форме – наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое

По характеру решаемых задач: теоретическое; практическое

По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное

По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее); продуктивное

(творческое)

Все виды мышления тесно взаимосвязаны.

Важнейшие характеристики продуктивности ума: быстрота, широта, гибкость, глубина, критичность, самостоятельность, пытливость. Все качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются развитию и коррекции.

Учителю иностранного языка необходимо знать возрастные особенности мышления учащихся. Ему необходимо развивать мышление учащихся на уроках, искать приемы и способы развития творческого мышления. Кроме того важно иметь в виду тот факт, что при изучении и пользовании иностранным языком учащийся оперирует в мозгу одновременно двумя языковыми системами и это представляет определенную сложность, предъявляет особые требования к мыслительной деятельности обучающегося.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал