Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл в культуре. Треугольник Локка и система Гегеля






Существует естественный и человеческий миры. Первый монологичен и неспособен к диалогу. К нему неприложимо понятие «смысл». Лишь в человеческом универсуме возникает значимость, позволяющая говорить о присутствии культуры. Человек есть внутренняя природа, осознающая самое себя и природу внешнюю в результате творческой деятельности. Именно в этом сочетании - природы и деятельности - и в их осмыслении рождается культура.

Семиотика фиксирует все факты культуры - как материальные, так и духовные. Наука о знаках и знаковых системах помогает разделить «культуру» и «не-культуру», предлагая условия, при которых явления природы, предметы деятельности человека или слова приобретают смысл. Прерии Южной Америки, саванны Африки, леса Сибири - неочеловеченная природа, не-культура. Засеянное поле, охотничий заповедник, лесное хозяйство несут в самой своей сущности знак культуры.

Условлено, что на чужом поле не пасут скот. В заповеднике можно охотиться только по специальному разрешению. В лесном хозяйстве запрещены стихийные вырубки деревьев, хотя их другие свойства никуда не исчезли - поле плодородно, заповедник полон дичи, в лесу много деревьев.

Знаком может быть отмечен любой предмет или явление. Лампа - источник света. По договоренности влюбленных лампа, поставленная на подоконник, - знак того, что свидание может состояться. В трагедии Эсхила «Агамемнон» огни костров передают в город знак того, что герои Троянской войны возвращаются домой. Такие явные свойства огня, как тепло или возможность приготовить на нем пищу, здесь не учитываются.

Во фресках Успенского собора в Московском Кремле на Страшном

суде судьбу «милостивого блудника» решает положенный на весы платок, смоченный слезами раскаяния. Знак здесь вовсе не в бытовой детали и не в полезной вещи, а в искреннем сожалении о грехах, спасающем юношу от дороги в ад.

В романе Дефо «Робинзон Крузо» герой радуется, обнаружив после крушения корабля орудия труда и горсточку семян, с помощью которых ему удается выжить на необитаемом острове, и с горечью глядит на золотые монеты, утратившие условную ценность на диком берегу.

Знак может быть словом, вздохом или улыбкой, слезой или любым другим выражением эмоции, природным или бытовым явлением, жестом, вещью. Наука о знаках семиотика (от греческого слова «знак») исследует свойства систем знаков, каждый из которых имеет определенное значение. В качестве знаковых систем рассматривают языки, системы сигнализации в обществе, природе, науках, искусстве, кибернетические системы и живые организации, машины и общественное устройство.

Знаковые системы могут быть простыми и неисчерпаемо-сложными. Но все их объединяет общее свойство, называемое в теории систем системообразующим, - придание знаку смысла. Он может быть выражен словесно, вербально, «весомо, грубо, зримо» или тонко и деликатно. Смысл знака может быть понятен или глубоко спрятан. Для разгадки знака древние греки обращались к дельфийскому оракулу. В Ветхом Завете огненные знаки предсказали иудейскому народу грядущие беды. Солнечное затмение воспринималось поколениями как знак немилости Бога. Многие суеверия и сегодня основаны на семиотической знаковой системе. Гуляющая сама по себе черная кошка ничего не означает. Но мы избегаем переходить дорогу, если она ее пересекла. Встречная погребальная процессия или человек с пустыми ведрами сулят нам неприятности. Черный цвет -знак траура, а белое платье невесты - непорочной чистоты. Но на Востоке язык цветов меняется. И во многих странах именно белый цвет означает печаль. И столь любимое в России красное солнышко в экваториальной Африке сулит смерть.

Не означает ли эта множественность смыслов невозможность обозначить смысловое поле культуры? Действительно, однозначного определения культуры дать не удалось. И все же еще в XVII столетии английский философ Джон Локк (1632-1704), разработавший эм-

лирическую теорию познания в «Опыте о человеческом разумении» (1690, рус. перевод 1898), дал ориентиры для представления о системе «культура». Треугольник Локка имеет своими вершинами природу, технику, семиотику. Культура у Локка - синоним общества.

Природа, очеловеченная трудом ради какой-то цели, - та природа, с которой человек вступает в отношения, в своеобразный диалог. Техника у Локка (от греч. techne - искусство, мастерство) - не обязательно машины или орудия какой-то отрасли производства, но техника в общем смысле - накопленные человечеством в процессе развития умения и навыки. Семиотика - знаковая система, обозначающая смысл этой деятельности 4. В таком описании так называемый треугольник Локка - не только общество, но и культура, определяемые как память. Общество существует, пока оно осмысленно, пока оно не потеряло связи с природой и продолжает твориться, пока оно сохраняет память. Утратившие память цивилизации, сколь бы ни был в свое время высок их технический уровень, мертвы. Треугольник Локка являет самое общее представление о культуре. В нем нет деления культуры на материальную и духовную.

Для определения феномена духовной культуры обратимся к другому философу - Гегелю (1770-1831). Гегелю свойственно самое пристальное внимание к духовной культуре. Создатель универсальной схемы творческой деятельности, Гегель с помощью диалектиче-

4 См.: Д. Локк. Избранные философские произведения. Т. 1- 2. М, 1960. См. также: Ю. В. Рождественский. Введение в культуроведение. М., 1999, с. 15-16. В трактовке Ю. В. Рождественского так называемый «треугольник Локка» выглядит несколько иначе

Это связано с разными задачами, которые ставят перед собой автор «Введения в культуроведение» и авторы «Проблем межкультурной коммуникации». Представляется, что принципиального расхождения здесь нет.

ского метода переосмысливает понятие культуры, вводя в него диалектический принцип прямых и обратных связей. Без этого принципа невозможно представить себе культурную коммуникацию. По определению Гегеля, искусство «распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия - на субъект, его продуцирующий, и на субъект, его созерцающий и перед ним преклоняющийся» 5. Рассматривая произведение как знак культуры, триаду Г. Гегеля можно представить цепью: продуцирующий субъект произведение потребляющий субъект

При этом произведение может быть не только романом, сонетом, картиной или любым другим произведением искусства, но сельскохозяйственной мотыгой или сложной компьютерной программой.

В нашем случае существен не характер произведения, а то, что оно названо Гегелем в его триаде первым, т. е. главным, поскольку именно через него осуществляется связь между творцом и потребителем, который должен «преклоняться» перед произведением, иметь в нем потребность. Аборигену в Африке, возделывающему поле примитивными способами, нет нужды в компьютере, как у современного инженера в конструкторском бюро неуместна мотыга. В обоих случаях и мотыга, и компьютерная схема бессмысленны, поскольку не включены в коммуникативную цепь, не рассматриваются потребителем как предметы «восхищения» и не обнаруживают потому свойств предметов культуры.

Если произвести подстановку, обозначив вместо одного произведения бесконечный ряд предметов культуры, то и ряды производителей и потребителей тоже уйдут в бесконечность. Формула приобретет вид:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал