Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производитель продукт потребитель
Производителем может быть Иванов, Петров, Сидоров, Smith, Duran, Mann, живущие сегодня в любой стране и жившие столетия назад, а также народы, этносы, расы производящие бесчисленное количество объектов культуры, имеющих значение и смысл для других Иванова, Петрова, Сидорова... живущих, может быть, совсем в другую эпоху и «восхищающихся» изделиями рук ведомых им или неве- 5 См.: Г. Гегель. Философия духа / Энциклопедия философских наук. М., 1977, с. 383; См. также: Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе 3. И. Система «Литература» и методы ее изучения. Монография. - Н. Новгород, 1998. домых творцов. Отсюда становится понятным гегелевское определение: «Культура представляет собой имманентный момент абсолютного и обладает своей бесконечной ценностью» 6. Бесконечная ценность сохраняется в традиции культуры, в памяти. Никакой создатель культурных ценностей не начинает деятельность с «чистого листа». Гончар уже знаком с гончарным кругом. У виртуоза-скрипача есть ноты и музыкальный инструмент. Первые земледельцы и охотники на земле тоже знали традиции своего дела, уходящие в бесконечную даль времен. Они ориентировались на традицию, традиция влияла на них, как влияла и влияет она на потребителя, сверяющего свои представления о культурной ценности продукта с известными ему качествами: надежностью, полезностью, красотой. И с изменением потребностей и вкусов потребителя меняется традиция, чему можно привести тысячи примеров из самых разных областей техники, ремесла, искусства. Меняется реальность. Меняется продукт. Меняется производитель. «Бесконечная ценность культуры» предстает в имманентном, внутренне свойственном предмету моменте. Для племен Черной Африки, затерянных в глубинах пустынь или лесов, современная техника бесполезна. Для нынешнего рабочего труд без подходящего инструмента представляется некультурным. Народная сказка десятилетиями до эпохи романтизма казалась грубой. Религия в советскую эпоху трактовалась как глупый вымысел либо как опиум для народа. Иконы были черными досками и зачастую безжалостно уничтожались. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» сетует на то, что Аполлон Бельведерский может быть «хуже печного горшка». И сегодня, сидя перед телевизором, одни зрители восхищаются мексиканскими сериалами, другие считают их пустыми либо вредными, созданными на потребу некультурной публики. Лотмановский водораздел культурное - не-культурное пролегает в сфере социально-исторической и в психологической. Об этом точно сказал А. В. Михайлов, подметивший и то, что выбор суммы известных фактов бывает весьма различным у разных историков культуры, и то, что опасно полагаться «на будто бы необманчивую непосредственность человеческого чувства». Современный ученый, «будучи умудрен» всеми испытанными в науке иллюзиями ограни- 6 Гегель Г. Сочинения: В 15-ти тт.: Т. VII / Под ред. А. Деборина и Д. Рязанова. М. -Л., 1934, с. 216. ценности, все-таки не может быть свободен от иллюзии модернизации культуры. Более того, опасность модернизации возрастает по мере возрастания «самосознания культуры». Неизбежное и плодотворное разрушение романтических легенд прошлого «сопровождается рождением новых мифов, принимаемых за реальность»'. Эти чрезвычайно важные мысли, высказанные по другому конкретному поводу, могут служить для нас серьезным предупреждением. Рассматривая ключевые понятия культуры в их историческом, этнографическом или словесном контексте, мы никогда не можем с достоверностью утверждать непреложность наших оценок. Принцип многовариантности и обратных связей - основополагающий принцип культуры. Но он же - свойство системы. Из него вытекает возможность того «порядка из хаоса», о котором писал нобелевский лауреат И. Пригожий. Обращаясь к работам советских физиков и математиков - А. Н. Колмогорова, Я. Г. Синая, В. И. Арнольда, - определивших классы неустойчивых динамических систем, нобелевский лауреат предлагает свою формулировку динамики - построение «концептуальных основ динамических явлений вокруг понятия динамической неустойчивости» 8.
|