![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление персоналом как учебная дисциплинаСтр 1 из 9Следующая ⇒
Управление персоналом в системе современного менеджмента Сущность управления персоналом Управление персоналом (Human Resource Management, HRM) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала. Парадигмы управления персоналом Для изучения вопроса используйте параграф 1 главы 1 учебника «Управление персоналом» под ред. Базарова Т.Ю., Ереминой Б.Л. /Электр. Ресурс: https://www.aup.ru.
Управление персоналом как учебная дисциплина
Цель курса «Управление персоналом» – освоение теории и практики управления персоналом организации Объектом изучения является система персонал–менеджмента предприятия. Предметом изучения выступают виды, способы, процедуры воздействия на работников для удовлетворения ресурсных потребностей предприятия. Логика курса заключается в следующем. Сначала рассматриваются наиболее общие вопросы управления персоналом, его основные понятия и парадигмы. Затем освещаются методологические подходы, структура и информационное обеспечение системы управления персоналом. Впоследствии раскрывается содержание политики и стратегии предприятия в данной области, конкретные технологии управления персоналом с оценкой трудового потенциала работника и предприятия. Предпоследний модуль курса посвящен изучению типологии организационных культур с освещением вопросов деловой этики, конфликтологии и самоменеджмента. Последний модуль касается проблемы оценки результатов деятельности персонала и эффективности управления.
1.4. Основные понятия дисциплины «Управление персоналом»
Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться. Трудовые ресурсы рассматриваются как экономическая категория (физические, интеллектуальные способности населения) и как планово учетная категория (трудоспособное население мужчины 16–59 лет, женщины 16–54 года)
Трудовой потенциал страны, региона – располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем, другими качественными характеристиками. Трудовой потенциал работника - это его возможная трудовая дееспособность, его ресурсные возможности в области труда. Таким образом, трудовой потенциал – это качественная характеристика трудовых ресурсов – совокупность следующих качеств: – склонность к труду, состояние здоровья, выносливость. – объем общих и специальных знаний, трудовых навыков, – уровень сознания, ответственности, социальной зрелости, потребностей.
Трудовой потенциал предприятия – совокупная трудовая дееспособность его коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава предприятия исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков.
Пригодность к труду (общая трудоспособность) — общее понятие, означающее наличие физических, психофизиологических, возрастных качеств, определяющих способность к труду. Оно предполагает наличие основных особенностей, обусловливающих пригодность человека к трудовой деятельности. Речь идет о физической и психической способности трудиться вообще. Это понятие выражает пригодность человека для какой-либо из основных профессий, без выделения одной из них, наиболее приемлемой для него. Человек, пригодный для работы в одних областях деятельности, может проявить свои способности на работе по одной специальности и оказаться неспособным на другой. Профессиональная пригодность (профессиональная трудоспособность) — более узкое понятие, означающее полное соответствие работоспособности, личных качеств и возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретной работой. Это способность к квалифицированному труду определенной профессии. Многосторонняя и сложная взаимная обусловленность трудоспособности и профессиональных способностей объясняется наличием ряда факторов, в большей или меньшей мере способствующих успешному выполнению любой работы. На основании приведенных ниже развернутых вопросов можно составить характеристику профессиональной пригодности. 1. Физические данные и состояние здоровья. До каких пределов можно нагружать работника физически, какую работу он может выполнить, а какую не может по состоянию здоровья, в какой сфере производственной деятельности он может быть подвержен профзаболеваниям? 2. Профессиональная квалификация. Это образовательный уровень, уровень профессионального мастерства. 3. Политическая сознательность и общественная активность. Каковы у человека взгляды на актуальные политические и экономические проблемы, суждения о перспективах развития экономики, отношение к современным политическим проблемам, является ли он членом массовых общественных организаций и какую работу в них выполняет, какова его политическая и общественная активность? 4. Административно-правовые предпосылки для принятия на работу. 6. Личные и профессиональные качества: черты темперамента и характера, степень самообладания, моральные качества, коммуникабельность. 7. Целенаправленность личности и мотивация труда: жизненные цели и производственные планы.
|