Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие рекомендации по использованию активных методов






1. Соотношение по времени активных «новых» и более тради-

ционных «обычных» методик должно быть не больше, чем один

к трем. Игры и работа в группах запоминаются надолго, возник-

ший интерес надо использовать для выполнения обычных «скуч-

ных» заданий. Каждая идея, даже случайно возникшая в ходе

дискуссии, может лечь в основу последующей работы спустя

значительное время. Именно поэтому надо стараться максималь-

но подробно фиксировать все действия, высказывания, «ходы»,

чтобы потом иметь возможность их обдумывать и, возможно,

обсуждать. Если нет возможности видеосъемки, нужно, по край-

ней мере, сохранять все плакаты, рисунки, схемы, письменные

ответы на вопросы.

2. Ни в коем случае не надо завершать дискуссию из-за того,

что она пошла в «неправильном» направлении и ученики стали

высказывать ошибочные с точки зрения учителя идеи — в зави-

симости от ситуации можно или дать дискуссии завершиться

естественным образом, а потом обсудить с детьми, где и почему

16 Лекция 1

разговор ушел в сторону, или с помощью вопросов постараться

повернуть дискуссию в нужное русло, или прямо и корректно

высказать свое мнение.

3. Нежелательно использовать одну методику много уроков

подряд, чтобы она не стала детям привычной, а значит — неинте-

ресной.

4. Нельзя проводить активное занятие в неподготовленном

помещении. Это, во-первых, касается мебели (столы и стулья

нужно заранее расставить в необходимом порядке или убедиться,

что они легко передвигаются). Во-вторых, нужно проверить по-

мещение с точки зрения возможности для учащихся свободно

ходить по классу (чтобы ничего лишнего не попадалось на пути,

не было предметов, которые легко могут опрокинуться).

5. Необходима постепенная подготовка детей к активным

методикам. Прежде всего мы имеем здесь в виду совместную вы-

работку правил поведения во время игры, дискуссии, групповой

работы.

6. При подготовке самого занятия учитель должен:

• продумать все возможные варианты развития событий в игре,

направления обсуждения в дискуссии и по возможности решить,

что делать в том или ином случае;

• подробно изучить саму учебную проблему (нельзя ограни-

читься знанием того, что должны усвоить дети, у учителя должны

быть наготове дополнительные факты, примеры, идеи);

• не забыть об организационно-технической стороне (распе-

чатка раздаточного материала, подготовка инвентаря и оборудо-

вания, предварительное обсуждение с теми учениками, которые

будут выполнять какие-то особые роли);

• подумать о «сложных» учениках — возможно, кому-то сразу

нужно дать индивидуальное задание или роль, а для кого-то дер-

жать такое задание наготове.

7. Перечислим несколько самых простых способов поддержа-

ния дисциплины:

• следование четкой схеме, понятной ученикам, с фиксацией

на доске основных этапов работы. Цели (не обязательно учебные)

и правила работы (игры, дискуссии, работы в микрогруппах)

нужно объяснить заранее, уделив особое внимание моментам,

чреватым возникновением хаоса. И убедиться, что ученики осо-

знали и запомнили объяснения;

Характеристика активных методов обучения 17

• использование различных способов предоставления слова

для выступления (методики «микрофон» и проч., подробно опи-

санные в Лекции 4);

• распределение функций (ролей) между учениками;

• строгое соблюдение всеми участниками заранее определен-

ных норм речевого этикета, поощрение тех, кто придерживается

этого правила.

8. И, наконец, было бы неплохо соотносить свою работу со всем

учебным процессом в школе, учитывать интересы коллег. Напри-

мер, не делать игру перед контрольной работой по другому пред-

мету, выбирать, на каком уроке лучше проводить нечто активное.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Выполните задания из примеров 1 и 3. Попробуйте подго-

товить аналогичные задания для ваших учеников.

2. Перескажите содержание лекции в одном, трех, семи пред-

ложениях.

3. Выберите из текста аргументы, которые вы сможете исполь-

зовать на родительском собрании, объясняя родителям необхо-

димость таких необычных методов обучения.

4. Какие трудности организационного характера, помимо ука-

занных в статье, могут помешать использовать активные методы?

5. Для использования каких активных методов было бы по-

лезно переставить мебель в классе и как?

Литература

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

2. Буланова-Топоркова М.В., Духанева А.В., Кукушкин В.С.,

Сучков Г.В. Педагогические технологии. Москва — Ростов н/Д,

2004.

3. Дьячкова С.А., Луховицкий В.В. и др. Преподавание прав

человека в 6–8 классах средней школы: Книга для учителя.

В 2 т. М.: Реал-А, 2000.

4. Jordan A., Carlile O., Stack A. Approaches to learning. New York,

2008.

5. Westwood P. What teachers need to know about teaching

methods. ACER Press, 2008.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал