Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие рекомендации по использованию активных методов
1. Соотношение по времени активных «новых» и более тради- ционных «обычных» методик должно быть не больше, чем один к трем. Игры и работа в группах запоминаются надолго, возник- ший интерес надо использовать для выполнения обычных «скуч- ных» заданий. Каждая идея, даже случайно возникшая в ходе дискуссии, может лечь в основу последующей работы спустя значительное время. Именно поэтому надо стараться максималь- но подробно фиксировать все действия, высказывания, «ходы», чтобы потом иметь возможность их обдумывать и, возможно, обсуждать. Если нет возможности видеосъемки, нужно, по край- ней мере, сохранять все плакаты, рисунки, схемы, письменные ответы на вопросы. 2. Ни в коем случае не надо завершать дискуссию из-за того, что она пошла в «неправильном» направлении и ученики стали высказывать ошибочные с точки зрения учителя идеи — в зави- симости от ситуации можно или дать дискуссии завершиться естественным образом, а потом обсудить с детьми, где и почему 16 Лекция 1 разговор ушел в сторону, или с помощью вопросов постараться повернуть дискуссию в нужное русло, или прямо и корректно высказать свое мнение. 3. Нежелательно использовать одну методику много уроков подряд, чтобы она не стала детям привычной, а значит — неинте- ресной. 4. Нельзя проводить активное занятие в неподготовленном помещении. Это, во-первых, касается мебели (столы и стулья нужно заранее расставить в необходимом порядке или убедиться, что они легко передвигаются). Во-вторых, нужно проверить по- мещение с точки зрения возможности для учащихся свободно ходить по классу (чтобы ничего лишнего не попадалось на пути, не было предметов, которые легко могут опрокинуться). 5. Необходима постепенная подготовка детей к активным методикам. Прежде всего мы имеем здесь в виду совместную вы- работку правил поведения во время игры, дискуссии, групповой работы. 6. При подготовке самого занятия учитель должен: • продумать все возможные варианты развития событий в игре, направления обсуждения в дискуссии и по возможности решить, что делать в том или ином случае; • подробно изучить саму учебную проблему (нельзя ограни- читься знанием того, что должны усвоить дети, у учителя должны быть наготове дополнительные факты, примеры, идеи); • не забыть об организационно-технической стороне (распе- чатка раздаточного материала, подготовка инвентаря и оборудо- вания, предварительное обсуждение с теми учениками, которые будут выполнять какие-то особые роли); • подумать о «сложных» учениках — возможно, кому-то сразу нужно дать индивидуальное задание или роль, а для кого-то дер- жать такое задание наготове. 7. Перечислим несколько самых простых способов поддержа- ния дисциплины: • следование четкой схеме, понятной ученикам, с фиксацией на доске основных этапов работы. Цели (не обязательно учебные) и правила работы (игры, дискуссии, работы в микрогруппах) нужно объяснить заранее, уделив особое внимание моментам, чреватым возникновением хаоса. И убедиться, что ученики осо- знали и запомнили объяснения; Характеристика активных методов обучения 17 • использование различных способов предоставления слова для выступления (методики «микрофон» и проч., подробно опи- санные в Лекции 4); • распределение функций (ролей) между учениками; • строгое соблюдение всеми участниками заранее определен- ных норм речевого этикета, поощрение тех, кто придерживается этого правила. 8. И, наконец, было бы неплохо соотносить свою работу со всем учебным процессом в школе, учитывать интересы коллег. Напри- мер, не делать игру перед контрольной работой по другому пред- мету, выбирать, на каком уроке лучше проводить нечто активное. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Выполните задания из примеров 1 и 3. Попробуйте подго- товить аналогичные задания для ваших учеников. 2. Перескажите содержание лекции в одном, трех, семи пред- ложениях. 3. Выберите из текста аргументы, которые вы сможете исполь- зовать на родительском собрании, объясняя родителям необхо- димость таких необычных методов обучения. 4. Какие трудности организационного характера, помимо ука- занных в статье, могут помешать использовать активные методы? 5. Для использования каких активных методов было бы по- лезно переставить мебель в классе и как? Литература 1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. 2. Буланова-Топоркова М.В., Духанева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. Москва — Ростов н/Д, 2004. 3. Дьячкова С.А., Луховицкий В.В. и др. Преподавание прав человека в 6–8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т. М.: Реал-А, 2000. 4. Jordan A., Carlile O., Stack A. Approaches to learning. New York, 2008. 5. Westwood P. What teachers need to know about teaching methods. ACER Press, 2008.
|