![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И эмпатии
Эти игры помогают ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека, терпимее относиться к нему. Эти игры вряд ли можно проводить прямо на уроках ли- тературы, скорее — на внеклассных мероприятиях. Но мы счита- ем, что полученный в них опыт поможет детям глубже чувство- вать состояние другого человека, в том числе и литературного персонажа. Игра «Слепой и поводырь» [11] Участники игры делятся на пары; один человек закрывает (или ему завязывают) глаза — он «слепой», второй — его «поводырь». Задача «слепого» — бродить по классу, куда ему вздумается; за- дача «поводыря» — обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая у него инициативы. Задание можно усложнить, предложив «по- водырям» не просто следить за «слепыми», но и самим активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познако- мить своих «слепых» друг с другом или с другими «поводырями»; поиграть со «слепыми» в какую-нибудь игру и так далее. Через 5–7 минут «слепые» и «поводыри» меняются ролями. Обсуждая игру, можно поговорить о том, как чувствовали себя «слепые» и «поводыри», кому из ребят какая роль была легче. Легко ли было доверять «поводырю»? Что способствовало, а что мешало доверию? Игра «Прогулка с компасом» [5] Как и в предыдущей игре, ребята делятся на пары. В каждой паре один человек — «турист» (ведомый), а второй — «компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а «компас» становится сзади него и кладет ему руки на плечи. За- дача «туриста» — передвигаться по классу (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача «компаса» — направ- лять его движение. Игра «Корабли и скалы» [12] Половина играющих — «корабли», половина — «скалы». «Ска- лы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хао- Игры-разминки и возможности их применения на уроке 23 тично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются на камень». Цель «скал» — не допустить «кораблекрушение». Потом играющие меняются ролями. Игра «Рисунок вслепую» Учитель заранее готовит карточки с заданием — темой не- сложного рисунка, например «Дом и двор», «Сад» и т.д. Играю- щие разбиваются на пары. Можно попросить работать вместе соседей по парте. Пары выполняют задание одновременно, а одну из пар можно пригласить к доске. Один человек из пары берет карандаш, лист бумаги и закры- вает глаза. Второй человек получает карточку с заданием. Его задача — не называя тему рисунка, добиться, чтобы этот рисунок появился на бумаге. Он должен руководить действиями своего партнера — командовать, как передвинуть руку, куда вести каран- даш, когда остановиться и т.д. На выполнение задания дается несколько минут. По сигналу учителя пары прекращают работу, и рисовальщики, не открывая глаз, пытаются угадать, что они рисовали. А потом открывают глаза и смотрят на результат. Игра «Лабиринт» [11] Эту игру лучше проводить на классном часе или после уро- ков — на нее требуется достаточно много времени. Из стульев и веревок строится некое подобие лабиринта: на площадке 10х10 м хаотично расставляются стулья, между ними на разной высоте натягиваются веревки с таким расчетом, чтобы некоторые мож- но было переступить, а под некоторые — подлезть. На стульях можно разложить какие-нибудь маленькие предметы или от- крытки. Играющие делятся на пары. Один из них должен пройти с завязанными глазами по лабиринту, собирая лежащие на стульях предметы, а второй будет руководить его действиями. Делать это можно с помощью словесных инструкций, подсказывая, куда повернуться, что переступить или откуда взять предмет. Ведущий засекает время, которое требуется каждой паре для выполнения задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием быстрее других. 24 Лекция 2 Игра «Путаница» [10] Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют правые руки попарно. Второй сигнал — теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача играющих — не отпуская рук, постараться распу- таться и оказаться стоящими в кругу. Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно предложить одному из игроков взять на себя ответственность за всю группу и указать одну из пар рук, которую можно разъеди- нить, чтобы распутать «мертвый узел». Игру можно повторять несколько раз, засекая время, которое потребовалось участникам для выполнения задания. Чтобы усложнить задание, можно запретить ребятам разговаривать. Игра «Гусеница» [5] Нам понадобятся несколько воздушных шаров — столько же, сколько играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящим впереди. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их — нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры — пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол. Удастся ли группе выполнить задание, не уронив шарики? Как ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что требуется от каждого, чтобы удачи достигли все? Игра «Рефлексия» [9] Играющие разбиваются на пары. Игра будет проходить в не- сколько раундов (пять или семь), победитель в каждом раунде получает одно очко. По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить по слогам «СА-МО-...». Последним слогом может быть «ЛЕТ», «КАТ», «ВАР», «СВАЛ», «СУД». Задача первого игрока, назовем его «подстраивающимся», понять, почувствовать своего партне- ра и сказать последний слог одинаковый с ним. Задача второго Игры-разминки и возможности их применения на уроке 25 игрока, «ускользающего», произнести отличающийся слог. Об- ратите внимание игроков, что произносить последний слог они должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст. Игра «Робот» [9] Играющие разбиваются на пары. Один человек в паре — «ро- бот», второй — «оператор». «Робот» может делать только то, что говорит ему «оператор», глаза у него закрыты. Вместе пара долж- на, например, взять какой-то предмет и переложить в другое место. Затем играющие меняются ролями. Игра «Зеркало» [2] Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг напротив друга. Первый в паре — «человек», второй — «зеркало». «Человек» начинает медленно плавно двигать руками, а «зерка- ло» старается как можно точнее повторить его движения, «слить- ся» с ним. «Зеркало» может почувствовать ритм дыхания «чело- века» и синхронизировать с ним свое дыхание. Через несколько минут ведущий предлагает «зеркалу» и «че- ловеку» поменяться ролями. В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче — «зер- кала» или «человека»? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим «зеркалом»? Игра «Опаздывающее зеркало» [3] Когда ребята освоятся в роли «зеркал» и упражнение станет для них достаточно легким, игру можно усложнить. «Человек» начинает двигаться, а «зеркало» повторяет его движения, опаз- дывая на один или два такта. Этот вариант потребует от «зеркала» гораздо больше внимания и собранности. Игра «Трио» [8] Трое играющих становятся плечом к плечу. Первый человек ставит левую ногу в картонную коробку (или на лист бумаги). В ту же коробку ставит правую ногу второй играющий, свою левую ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу третий человек. Задача игроков — пройти всем вместе некоторое 26 Лекция 2 расстояние. Потом к ним может присоединиться четвертый че- ловек, пятый. Сколько человек смогут ходить вместе?
|