![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зачем нужны дискуссии
Д. Ондрошек: «Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят кон- фронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и воз- вращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и т.д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом. Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно вы- брать для себя свою собственную, не утверждая, что она един- ственная и объективная. Дискуссия оживляет неживой предмет — вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляют- ся собственные примеры из жизни… Типы учебных дискуссий 35 Часто перед учителем возникают такие опасения: не будет ли эта дискуссия бесконтрольна? Не получится ли, что дети будут друг друга перекрикивать, не давать говорить? Кто и как при безоценочных дискуссиях сумеет сказать, достигнуты ли цели, и как такая вольная дискуссия поможет при изучении темы? Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался активно в ход дискуссии, не говорил много, он все равно несет ответствен- ность за эффективность дискуссии. Он должен знать, когда за- кончить дискуссию, что предоставить решать детям, и на осно- ве этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности выявить основные принципы прав и свобод человека. Кроме обще- го понимания, необходимо на основе собственного опыта понять и прочувствовать эти принципы и ценности...» [2] Итак, отметим еще раз, что нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке: • ознакомление каждого участника со сведениями, имеющи- мися у других участников дискуссии; • поощрение разных подходов к одному явлению; • сосуществование различных, даже противоположных мне- ний; • вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое вы- сказываемое мнение; • побуждение участников к поиску общего решения постав- ленных проблем [1]. Кроме того, ребята думают над тем: • как убедительно изложить информацию; • как обосновать и аргументировать свою точку зрения; • как рассмотреть все подходы к проблеме; • как попробовать решить ее [1]. Какие опасности могут поджидать преподавателя и учеников, решивших организовать дискуссию? • Дискуссия вырождается в диалог учителя с отдельными учениками — учитель задает вопросы, ученики отвечают. 36 Лекция 3 • Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся — дети не хотят (не умеют) думать самостоятельно, высказывать свою точку зрения. • В дискуссии принимает участие лишь небольшая часть ребят — несколько человек активно обсуждают проблему, в то время как остальные пассивно наблюдают или отвлекаются. • Дискуссия перестает быть упорядоченной — ученики не слушают, перекрикивают друга, повторяют то, что уже было ска- зано. • Учитель не успевает фиксировать высказывания всех детей, в результате не может объективно оценить их работу. • Кто-нибудь уводит дискуссию в сторону от основной про- блемы. • В ходе дискуссии разгораются страсти, спор переходит на личности. В этой лекции вы найдете несколько советов и методик по организации эффективных дискуссий.
|