Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как лучше узнать друг друга
Часто ребята, которые учатся в одном классе в течение не- скольких лет, довольно мало знают друг о друге. Кто чем увлека- ется, кто что любит — знают далеко не все. А ведь узнать что-то Игры-разминки и возможности их применения на уроке 19 о человеке — значит проявить к нему внимание; сравнить его интересы со своими — значит задуматься о разнообразии людей; попробовать принять чужие, пусть даже странные, интересы — значит проявить терпимость. С помощью этих игр создается ат- мосфера доверия и уважения. Игра «Визитная карточка» [5] С этой игры можно начать работу с новым классом. В то же время ее можно повторить несколько раз в течение года, так как она требует от участников быть внимательными к словам друг друга и запоминать, кто что сказал. Играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой- нибудь маленький предмет, рассказывают о себе. Рассказывают не просто так, а по специальной схеме. Первый играющий называет свое имя. («Меня зовут Вася».) Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь ин- формацию о себе, например сколько ему лет. («Меня зовут Таня, мне одиннадцать лет».) Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и еще что-то о себе, например, чем он любит заниматься в свободное время. («Меня зовут Сева, мне двенадцать лет, я люблю кататься на роликах».) Четвертый должен рассказать о себе по двум первым пунктам (имя, возраст), как-то прокомментировать третий пункт и доба- вить еще что-нибудь новое («Я — Андрей, мне одиннадцать лет и три месяца, я на роликах кататься не умею, зато очень люблю свою собаку») и т.д. В большом классе можно провести игру в двух или трех группах параллельно. Для этого нужно заранее подготовить одного или двух помощников-организаторов из числа добро- вольцев. При обсуждении игры можно спросить ребят, что требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце, и предложить поговорить о том, как правильно слушать собеседника. На уроке литературы Схему этой игры можно использовать для обмена мнениями по каким-либо литературным проблемам. Например, на первом уроке внеклассного чтения, посвященном летнему чтению. Это может выглядеть следующим образом. 20 Лекция 2 «Я прочитала книгу писателя Мало». «Я прочитал книгу Туве Янсон. Она называлась “Мумми- тролль и комета”». «Автор моей книги — Джек Лондон. Она называется “Белый клык”. В ней главный герой — волк, который стал жить с людь- ми». Ученики могут сами придумывать, о чем сказать на следующем шаге, или же учитель может подготовить заранее список на доске (это будет более простой вариант). Игра «Все — некоторые — только я» [10] В круг ставятся стулья на один меньше числа играющих. Все садятся на них, а водящий становится в центр круга. Во- дящий называет какой-нибудь признак, который может по- дойти ко всем ребятам, сидящим в кругу, к некоторым из них или к одному человеку. Тотчас каждый играющий (в том числе и ведущий), если он считает, что названный признак относит- ся и к нему, добегает до центра круга, а затем стремится занять любой свободный стул. Ведущим становится тот, кому не хва- тило стула. Учитель может начать игру, приведя ребятам примеры раз- ных признаков: «Все, кто пришел сегодня в школу; все, кто любит поболтать; все, у кого в косе красная лента». Водящий может использовать эту игру, выбирая признаки, которые по- могут ему больше узнать об одноклассниках, например «Все, кто хочет пойти в поход» или «Все, кто любит такой-то сериал». В то же время у ведущего должно остаться право накладывать «вето» на вопрос, который может быть оскорбительным для кого-то. На уроке литературы Аналогичным образом можно организовать игру с персонажа- ми из разных книг. Например, для проверки знания текста «За- писок охотника» можно распределить всех героев между учени- ками и предложить им сыграть в эту игру, называя такие признаки: «крепостной крестьянин», «мальчик-пастушок», «лю- битель пофилософствовать» и т.д. Точно так же, раздав ученикам имена героев книг, можно ис- пользовать три следующие игры. Игры-разминки и возможности их применения на уроке 21 Игра «Охота за сокровищем» [6] Для каждого из участников игры понадобится вот такая кар- точка: Имя Сходство Различие …1 Участники игры свободно двигаются по классу и беседуют друг с другом. Задача играющего — найти одно сходство и одно различие с каждым, с кем он поговорит. Чем больше людей он опросит, чем интереснее будут сходства и различия, тем лучше. Перед началом игры учитель может привести примеры сходств и различий (и я, и он живем в одном доме, но у меня есть собака, а у него нет никаких животных; и она, и я хотим стать фотомоде- лями, но я люблю миндальные пирожные, а она — мороженое). Игра «Ассоциации» Выбирается водящий, который «задумывает» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Далее все играющие по кругу за- дают ему вопросы типа: «Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака...), то какое?» Ведущий думает, стараясь представить себе этого человека, и отвечает, например: «Это был бы дуб, растущий в чистом поле». Все играющие ста- раются понять, кому же из них подходит это определение. Тот, кто решил, что он догадался, может попытаться назвать задуман- ное имя. Если он угадал, он сам становится водящим, если нет — пробует кто-то другой. Игра «Пять фактов обо мне» Для этой игры тоже нужен водящий. Он заранее придумает пять фактов о себе (например, «Я умею…», «Я был…», «Со мной было…», «Я люблю…»). Из этих фактов четыре должны быть правдивыми, а пятый — ложным. Конечно, нужно постараться подобрать что-то интересное. Водящий рассказывает о себе клас- су, а все должны угадать, какой из фактов — ложный. 22 Лекция 2
|