Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приемы для упорядочивания свободной дискуссии
Когда дискуссия проводится в свободной форме, т.е. говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, могут помочь следую- щие приемы. «Голоса» Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек- «голосов». Одна карточка — одно высказывание. Высказался — отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие. «Карточки-сигналы» Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с гово- рящим, красная — несогласие, карточка со знаком вопроса — желание задать вопрос, с восклицательным знаком — высказать- ся самому. А можно придумать карточку — призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга. «Микрофон, или жезл оратора» Маленькая игрушка, мячик, палочка — все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, у кого «жезл». Сказал — и передал следующему. Малышам (пяти- и шестиклассникам) можно предложить говорить в воображаемый микрофон. Оратор изображает, что он держит его в руках и говорит в него. Соответственно, нужно ста- раться, чтобы голос звучал громче, как в настоящем микрофоне. Нельзя перебивать и перекрикивать человека с «микрофоном». «Речевой этикет» Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было не- сколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие вы- ступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый кол- лега...» и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдуще- го оратора. «Я же считаю, что...» — продолжает говорящий и из- лагает свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважаемый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям. 42 Лекция 3 Роли (смысловые и организационные) Еще один прием, позволяющий включать в работу самых разных ребят, — предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысло- выми. К организационным ролям можно отнести роль «протоколи- ста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хроно- метриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих материалов. Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участ- ники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгаю- щийся», «постоянно задающий вопросы», «ничего не понимаю- щий» и т.д. Если дискуссия проводится по типу «Аквариум» (см. ниже), зрители могут попытаться определить, кто какую роль играл. Если в классе много молчаливых учеников, в какой-то момент, например в середине обсуждения, им всем можно дать роль «на- блюдатель». Для этого учитель просит пересесть ребят так, чтобы молчаливые ученики оказались в центре класса, а говорливые — по краям. Теперь разговор идет через головы молчаливых учени- ков и им сложнее отвлечься. Сидящие в центре «наблюдатели» могут получить разные задания. Например, просто следить за ходом дискуссии, а потом кратко пересказать разные точки зрения и аргументы (то же задание может быть письменным и на оценку). Или записать три аргумента, с которыми наблюдатель согласен, и три, с которыми он не согласен. Конечно же, все эти приемы можно использовать и в структу- рированных дискуссиях.
|