![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аквариум» с подсчетом баллов
Это один из вариантов дискуссии «аквариум». Учитель пред- лагает тему и вызывает шесть–девять добровольцев (или назна- чает участников). Они садятся в центр класса и начинают дис- кутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занимало не больше 15 секунд. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы. Чтобы Технология организации учебных дискуссий 53 оценивать было проще, зрителям можно раздать специальные формы оценивания и назначить участника дискуссии, за которым они должны следить. У одного участника может быть несколько наблюдателей, и их оценочные листы можно будет потом срав- нить. По окончании дискуссии (она должна быть короткой), учитель просит наблюдателей оценить ораторов. Этот способ оценивания можно использовать и во время дру- гих активных методик, и просто на обычном уроке. Имя оцениваемого участника: Баллы Пометки Четкое заявление (определение) своей точки зре- ния на проблему + 2 Существенное замечание + 1 Использование доказательств, подтверждающих высказывание + 2 Вовлечение в дискуссию другого человека + 1 Уточняющий вопрос, продвижение дискуссии вперед + 1 Аналогия + 2 Выявление противоречия + 2 Выявление несущественного замечания + 2 Отсутствие заинтересованности, помехи — 2 Прерывание говорящего — 2 Несущественное замечание — 1 Монополизация дискуссии (не дает говорить другим) — 3 Выпад против какого-то участника дискуссии — 3 «Молчаливая дискуссия» Эту форму можно использовать перед началом обычной дис- куссии для того, чтобы выявить разные взгляды, мнения и чув- ства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позво- ляет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений. Ребята делятся на группы по четыре-пять человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой 54 Лекция 4 лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например, «романтизм», «поэзия», «образ автора») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова, рисун- ки, символические знаки или целый текст-комикс. Все одно- временно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблю- дая самое главное правило «Говорить нельзя, нужно молчать». После того как кто-то записал свои мысли, он может посмо- треть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно ри- совать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встреч- ные аргументы. Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 ми- нут или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что- то из написанного. Пример «молчаливой дискуссии» Тема урока — «Романтизм как литературное направление». Цели молчаливой дискуссии — выяснить, как представляют себе девятиклассники суть этого понятия; заинтересовать их по- иском критериев романтизма; выработать рабочее определение, к которому потом будем постоянно обращаться и которое, воз- можно, придется уточнять при изучении конкретных произведе- ний. Ход дискуссии: 1) Учитель читает высказывание П.А. Вяземского о романтиз- ме: «Романтизм как домовой, многие верят ему; убеждение есть, что он существует; но где его приметить, как обозначить его, как наткнуть на него палец?» — и предлагает ученикам вспомнить какие-нибудь романтические произведения (вспоминают «Цы- ган» Пушкина, «Мцыри» и «Песню про купца» Лермонтова, «Вечера на хуторе» Гоголя, сказки Гофмана). Такие разные кни- ги — почему все это романтизм? Как вы определите суть этого понятия? 2) Работа в группах по описанной выше методике. 3) Представление результатов работы групп. Оратор от груп- пы объясняет по своему «плакату», как проходило обсуждение и Технология организации учебных дискуссий 55 к чему они пришли. Остальные группы задают вопросы двух типов: на понимание («Правильно ли я понял, что плачущая девушка в центре вашего рисунка означает, что для вас самое главное в романтическом произведении — трагическая любовная история?») и на обоснованность аргументации («Не кажется ли вам, что далеко не во всех романтических произведениях герой гибнет?»). Скорее всего, дети обратят внимание на характеры романтических героев, на сюжеты, может быть — на романтиче- ское «двоемирие» или особенности авторского присутствия в тексте. Возможно, получившееся определение будет односторон- ним или неполным. Зато дети почувствуют, как нелегко сформу- лировать точное определение такого сложного понятия, и, воз- можно, поймут, что настоящая книга не укладывается в рамки какого-либо одного направления или стиля. «Диспут» Участники дискуссии сразу же определяют две противопо- ложные точки зрения по обсуждаемому вопросу и делятся на две группы — сторонников одной точки зрения и сторонников другой. Группы рассаживаются по разным концам класса. После этого на середину выходит один из членов первой груп- пы и приводит аргумент в защиту своей точки зрения. Затем выходит представитель второй группы, опровергает высказанный аргумент и приводит свой довод. Далее опять выходит человек из первой группы, опровергает доводы предыдущего оратора и высказывает новые аргументы. Можно заранее установить правило, что каждый раз должен выходить новый человек, и, пока все члены группы не выступят, никто не может говорить во второй раз. В этом случае более ак- тивные и сильные ученики будут заинтересованы, чтобы быстро подготовить к выступлению молчаливых или «слабых». Так про- исходит до тех пор, пока сторонники какой-либо точки зрения не убедят сторонников другой в своей правоте. Внутри группы участники дискуссии могут коллективно об- суждать доводы другой группы, могут устанавливать очередь выхода и высказывания аргументов в защиту своей точки зрения или предоставлять это право тому, у кого есть что сказать. Если кто-то из группы в результате дискуссии изменил свою точку зрения, он может перейти в другую группу. 56 Лекция 4 Закончиться диспут может несколькими способами. В резуль- тате подробного обсуждения сторонники обеих точек зрения получают много новой информации. Рассмотрев вопрос с разных сторон, они могут склониться к одному из мнений. Одна из групп может переубедить другую. В других случаях можно пригласить судей — умных и уважаемых людей, придерживающихся ней- тральной позиции. Они присуждают победу группе, чьи аргумен- ты были более убедительны. Пример «диспута» Тема — Наташа Ростова и Анатоль Курагин. Полярные пози- ции очевидны: одна группа осуждает Наташу за измену Андрею Болконскому и вообще за аморальное поведение; вторая защи- щает, находя в тексте объяснения поведения Наташи. Кто бы ни победил в диспуте, учитель в любом случае может завершить диспут разговором о толстовском женском идеале. «Бинарная дискуссия» Одной из форм диспута можно считать «бинарную дискус- сию». Ее задача — не только рассмотрение разных точек зрения на проблему, но и развитие ораторских, коммуникативных навы- ков. Бинарной она называется потому, что в ее основе работа с двумя противоположными мнениями по одному вопросу. Класс делится на две большие и одну маленькую (2–4 чело- века) группы. Маленькая группа становится экспертной. Учитель предлагает ей список вопросов или проблем для обсуждения. Эта группа располагается в центре класса. Эксперты выбирают один из вопросов и предлагают его двум остальным группам, которым, в свою очередь, выдается перечень позиций (одна или несколько) по каждому из вопросов списка, причем позиции по каждому вопросу у двух групп противопо- ложны. Группам дается несколько минут для того, чтобы подготовить выступления, отстаивающие предложенные позиции. На это время «экспертам», чтобы они не сидели без дела и не скучали, можно дать небольшие индивидуальные задания на листочках или попросить их сформулировать противоположные позиции по оставшимся вопросам. Представители групп (один человек или несколько) произ- носят речи. Экспертная группа оценивает каждое выступление и Технология организации учебных дискуссий 57 решает, кто более убедительно отстоял свою позицию. Эксперты могут обращать внимание на содержание речи, на то, как она была построена, использовались ли примеры и т.д. В то же время экс- перты должны решить, какая из позиций по предложенным во- просам им ближе и почему. Пример «бинарной дискуссии» На итоговом уроке по «Горю от ума» учитель предлагает груп- пе экспертов для выбора несколько обобщающих вопросов типа «Софья — положительная или отрицательная героиня?», «Репе- тилов — двойник Чацкого?» и т.д. Эксперты выбирают один из вопросов, обосновывая свой выбор. Группы готовят ответы, ис- ходя из тех установок, которые они получили. Не имеет значения, согласны ли члены группы с доставшейся им позицией — они обязаны подобрать аргументы и красиво и убедительно выступить перед экспертами и своими оппонентами. «Дискуссии, использующие иерархию ценностей» (Д. Он- дрошек) Там, где для свободной дискуссии тема слишком сложна и широка, лучше использовать возможности, заложенные в упо- рядочивании положений в соответствии с иерархией ценностей. Задачей учеников может быть: а) выбрать один из возможных вариантов ответа, который кажется наиболее важным, правдоподобным и т.д. — это самый быстрый и простой вариант. Потом выбранные утверждения обсуждаются в свободной форме или с использованием других методов структурирования дискуссий; б) выбрать несколько положений, которые находятся для учеников на первых местах, и несколько положений, которые, по их оценке, находятся на последних местах. Обосновать свое ре- шение; в) упорядочить все положения (на основе критерия, данного в инструкции, — это самый сложный вариант организации дис- куссий). Утверждения, которые нужно упорядочить, учитель может подготовить сам на основе информированности и знаний учащих- ся. Эти положения учителю надо заранее хорошо обдумать и сформулировать. Список должен быть таким, чтобы очередность положений не была очевидной, ясной, не предполагала единое 58 Лекция 4 правильное решение задачи. Напротив, они должны быть выбра- ны так, чтобы заранее предполагалось, что разные люди по- разному будут их оценивать, отсюда — простор для дискуссии. Второй вариант — список положений составляется или по- полняется прямо во время урока. Ребята сами выдвигают поло- жения и с помощью учителя, побуждающего их к дальнейшим находкам, могут создавать интересное и мотивированное всту- пление к дискуссии. Дискуссию такого типа можно разделить на несколько фаз: 1. Ребята получают в готовом виде или создают список по- ложений, о которых будут дискутировать. Список может быть записан на доске, показан на экране проектора или роздан на листах. Вместе со списком учитель объявляет критерий, по кото- рому нужно создать иерархию. 2. Каждый самостоятельно составляет свой иерархический список и записывает его. 3. В малых группах ребята посредством дискуссии составляют общий список. По окончании дискуссии его пишут на доске, и ведущий указывает, что, несмотря на одинаковую инструкцию, мнения разделились. 4. Общее обсуждение. Как правило, учащиеся быстро понима- ют, что по сути дела выбор надо делать не из 10, и из двух-трех принципиально разных позиций. Поскольку каждый уже дважды успел обдумать поставленную проблему, общее обсуждение бы- вает коротким. 5. Важно обсудить с детьми и то, как происходила дискуссия в подгруппах, как класс пришел к окончательному общему реше- нию (все ли участвовали в дискуссии или некоторые доминиро- вали, были ли в группе разные роли, был ли у дискуссии ведущий; как пришли к решению: голосованием, на основе консенсуса, оценкой положений и т.д.). Пример «иерархической дискуссии» Тема — «Борис Годунов» Проблема — что обозначает знаменитое «Народ безмолвству- ет»? Начинаем с того, что записываем на доске возможные вари- анты объяснения смысла этой ремарки (заранее подготовив список или предложив детям накидать его сразу на уроке). Спи- сок может выглядеть, например, так: Технология организации учебных дискуссий 59 • Народ безразличен к политическим интригам и борьбе за власть. • Народ боится высказывать свое отношение к происходя- щему. • Народ молчаливо одобряет убийство детей Бориса Году- нова. • Народ молчаливо осуждает новых властителей, оказавших- ся не лучше Годунова. • Народ потрясен новым преступлением. • Народ демонстративным молчанием показывает новой вла- сти свое несогласие с ее действиями. • Народ ничего не понимает в происходящем. • Народ поддерживает Самозванца, но смущен убийством, совершенным боярами. • Народу нечего сказать новой власти. • Народ не разобрался и пытается осмыслить происходящее Учитель напоминает о том, что может быть не одно объяснение, и предлагает каждому ученику выбрать из списка 3 объяснения, наиболее ему близкие, проранжировав их. Затем ученики, объеди- нившись в группы по 5–7 человек, сравнивают свои списки и составляют общий список от их группы. Результаты работы групп фиксируются на доске. Далее идет свободное обсуждение вы- бранных вариантов объяснения. «Мозговой штурм» Это очень распространенная форма, используемая для реше- ния творческих задач. Ее основной принцип — отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решения. I э т а п. Задача этого этапа — предложить как можно больше способов решения проблемы или ответов на какой-то вопрос. Принимаются любые идеи, независимо от их серьезности или безумности. Участники должны чувствовать себя абсолютно сво- бодно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди потока предложений появятся настоящие «жемчужины». Чтобы никого не смутить, запрещается любая критика. Учитель может отметить, что всячески приветствуются свободные ассоциации в связи с поставленным вопросом и ответами других учеников. Один из участников, а лучше двое, назначаются протоколи- стом, их цель — записать все, что будет названо.
|