Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 4. I I э т а п. Принятие решения.⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
I I э т а п. Принятие решения. На этом этапе все предложенные идеи подвергаются серьез- ному анализу. Для начала участники могут выработать некие критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй вариант — критерии сами вырабатываются в процессе обсужде- ния. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений. «Мозговой штурм» можно сделать более динамичным и даже азартным, введя роли генераторов идей и критиков. Тогда схема дискуссии будет такой. I э т а п. Генерация идей. Группы генераторов идей и критиков сидят друг напротив друга. Генераторы, как и положено, набрасывают максимальное количество идей. Критики должны записать (запомнить) эти идеи. I I э т а п. Критика идей. Суть этапа понятна: группа критиков пытается найти слабые стороны предложенных генераторами идей, те отстаивают свои идеи. I I I э т а п. Принятие решения. В результате принимаются те идеи, которые выдержали кри- тику. Еще один вариант «мозгового штурма» — письменный. В этом случае ученики пишут свои ответы и предложения на отдельных небольших листках бумаги. Новое предложение — новый листок. Учитель собирает карточки с ответами, а на втором этапе делит класс на несколько групп и выдает каждой группе стопку случай- но выбранных карточек. Задание — прочитать предложения, распределить их по смысловым группам, выделить наиболее перспективные и подготовить устный отчет для других групп. Примеры «мозгового штурма» Методом «мозгового штурма» удобнее всего решать сложные проблемы, связанные с отнесением произведения к определен- ному жанру (Почему «Вишневый сад» — комедия?) или лите- ратурному направлению («Горе от ума» — это классицизм, романтизм, реализм или нечто иное?). Также идеально подходят для «мозгового штурма» произведения провокационного ха- рактера, типа «Я люблю смотреть, как умирают дети» Маяков- ского. Технология организации учебных дискуссий 61 «Ток-шоу» Дискуссия, организуемая по принципу «ток-шоу», или «сим- позиум», проводится следующим образом. Несколько человек заранее берут на себя роли экспертов и готовят выступления по теме дискуссии, в которых отражаются разные точки зрения на проблему. Зрители, выслушав их, задают экспертам вопросы и спорят друг с другом. По желанию учителя эта часть может быть более или менее структурированной. Можно четко определить количество вопросов к каждому эксперту, задать время для от- ветов, выделить отдельные тезисы и дискутировать по ним, а можно предоставить дискуссии развиваться более свободно. Пример «ток-шоу» Помимо серьезной дискуссии, отличающейся от обычного диспута только несколькими внешними атрибутами («микро- фонами», особым расположением участников), «ток-шоу», мож- но провести и как увлекательный спектакль. Например, при изучении романа «Дубровский» можно провести «ток-шоу», на котором экспертами по Дубровскому будут Анна Савишна Гло- бова и Антон Пафнутьич Спицын. Два ученика заранее готовят- ся рассказывать о Дубровском от лица этих персонажей. Осталь- ные дети задают им вопросы, высказываются с мест. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Чем различаются похожие методики «аквариум», «диспут» и «бинарная дискуссия»? 2. Сформулируйте преимущества и недостатки «иерархиче- ской дискуссии». 3. Какие организационные трудности могут возникнуть при проведении «мозгового штурма»? 4. В 90-е годы очень популярной была методика «дебаты». Если вы что-то знаете о ней, попытайтесь сравнить ее с методи- ками, предложенными в лекции. Как вы думаете, почему мы не включили «дебаты» в перечень дискуссий, подходящих для использования на уроках литературы? Литература 1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. 2. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. Братислава, 1994. 3. Преподавание прав человека в 5 — 9 классах средней школы: Сборник. М., 1997. 4. Tibbitts F. Tips for the Classroom. Cambridge, MA, Amsterdam, 1996. Содержание Лекция 1. Характеристика активных методов обучения...................................................................... 5 Лекция 2. Игры-разминки и возможности их применения на уроке......................................................18 Лекция 3. Типы учебных дискуссий................................34 Лекция 4. Технология организации учебных дискуссий................................................................46__
|