Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разговоры по кругу






Один из простейших способов структурирования дискуссии —

«Разговоры по кругу». Предлагаем вам несколько способов ор-

ганизации такой дискуссии.

«Цепочка»

С помощью этой формы можно выяснить мнения учеников по

какому-то вопросу перед обсуждением в более свободной форме

или провести само небольшое обсуждение.

Главный принцип этой формы — высказывание друг за дру-

гом по порядку. Начинаем с первого человека на первой парте

в крайнем ряду и заканчиваем последней партой в третьем

ряду.

Для сбора мнений перед дальнейшим обсуждением учитель

выбирает вопрос, на который можно дать односложный или ко-

роткий ответ (вариант: учитель просит закончить начатое им

предложение). Ученики по очереди отвечают. Учитель или кто-то

из учеников могут записывать ответы.

Для небольшого обсуждения учитель задает тему и просит

первого ученика кратко высказать свое мнение по этому вопро-

су. Следующий ученик должен высказаться уже по поводу мне-

ния первого ученика — согласен он с ним или не согласен и по-

чему. Третий ученик соглашается или не соглашается с мнением

первого, или второго, или обоих сразу, и т.д.

В «цепочке» важно не терять темп, чтобы она не стала затя-

нутой и скучной. Поэтому для учителя важно поддерживать этот

темп собственной энергичной речью, подбадривающими фраза-

Технология организации учебных дискуссий 47

ми, короткими наводящими вопросами, быстрой передачей

слова следующему ученику, если кто-то излишне многословен,

говорит не по теме или слишком долго молчит. Можно специ-

ально подчеркнуть перед началом дискуссии, что ее цель не

просто высказать свое мнение, но высказать его быстро, коротко

и четко.

Из-за того что роль учителя в поддержании темпа очень важ-

но, будет лучше, если ему помогут в этом два специально вы-

бранных (или вызвавшихся) помощника — протоколист и хро-

нометрист. Протоколист (или даже два или три протоколиста)

будет кратко записывать ответы, а потом сделает их обзор. А

хронометрист будет следить за временем каждого выступления

(например, 30 секунд или минута — в зависимости от вопроса) и

давать сигнал, когда время вышло.

В большом классе можно просить высказаться не всех, а вы-

бранных по определенному принципу. Например, строго через

одного. Или соседи по парте быстро решают, кто из них будет

говорить. Или «девочка–мальчик–девочка–мальчик…». Или

школьник, который высказал свое мнение, выбирает того, кто

должен говорить после него (выбирать уже говорившего нельзя).

Чтобы было интереснее и неожиданнее, учитель может поменять

этот принцип в середине цепочки.

Пример «цепочки»

1. Тема — образ Дикого в драме «Гроза».

Проблема: счастлив ли Дикой?

Ученики высказываются по кругу. Каждый должен, во-первых,

отреагировать на слова предыдущего ученика и, во-вторых, вы-

сказать свое мнение. Принимаются только те аргументы, которые

подтверждаются ссылками на текст пьесы.

2. Тема — рассказ Чехова «Мальчики», начало работы над

текстом.

Цель — научить вчитываться в каждое предложение, вытаски-

вать из него максимум информации.

Учитель читает начало рассказа:

— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столо-

вую. — Ах, боже мой!

Что мы узнали из этих строк? Дети отвечают на этот вопрос

по кругу, дополняя друг друга.

48 Лекция 4

«Полилог»

Методика рефлексивного анализа «полилог» используется в

психологии для решения проблем в большом коллективе. Она

позволяет сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то

проблеме. Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного

ответа), и ведущий просит участников называть ассоциации,

которые приходят им в голову, или возможные ответы. Делать

это необходимо по очереди, друг за другом, как они сидят. Если

тот, чья очередь говорить, находится в затруднении или не знает,

как ответить, он говорит: «Пропускаю», — и тогда продолжает его

сосед. Каждое названное слово записывается ведущим на доску,

а ребятами — в тетради. Так можно пройти несколько кругов до

тех пор, пока ответов не накопится достаточно много. На основа-

нии полученных результатов можно сделать какие-то выводы и

вести дальнейшую беседу.

К сожалению, работа в кругу может оказаться достаточно

утомительной и однообразной. Особенно это зависит от величи-

ны группы. Чтобы разнообразить работу и сократить время,

можно ввести в дискуссию работу в парах.

Пример «полилога»

Тема — роман «Обломов», первый урок.

Цель — собрать представления детей об Обломове до изучения

романа. Записав на доске все ассоциации, учитель сможет не раз

обратиться к ним потом, при текстуальном изучении романа.

«Дискуссия по переписке»

В этой дискуссии все обсуждается не устно, а письменно. Бу-

дет здорово, если в конце задания на рабочем листе ученика

окажется маленькое интересное обсуждение.

Большой класс разбивается на группы по 8–10 человек, на-

пример, можно сделать разбивку по рядам. Важно, чтобы члены

группы сидели рядом, и им легко было бы передавать друг другу

листы бумаги по кругу. Перед началом задания эти круги нужно

четко обозначить, чтобы каждый понимал, кому он должен пере-

дать свой лист, и у кого взять его лист.

Каждый ученик берет чистый лист бумаги. Учитель называет

понятие, начинает предложение или задает вопрос. Задача уче-

ника — описать свое понимание понятия, продолжить предложе-

ние или высказать свое мнение по вопросу. На ответ отводится

Технология организации учебных дискуссий 49

несколько минут. Учитель дает сигнал, и свой лист нужно пере-

дать соседу с одной стороны, а у соседа с другой стороны получить

его лист. В отведенное время ученики читают чужие ответы, и

пишут какой-то комментарий к ним. Это может быть выражение

согласия или несогласия, вопрос, свой вариант, противопостав-

ляющийся варианту автора. Снова звучит сигнал, и листы снова

передаются по кругу. Теперь ученику достается лист с двумя ре-

пликами. Он читает их и снова что-то пишет от себя.

Когда лист с дискуссией обойдет полный круг, каждый читает,

что получилось на его листе и готовит небольшой обзор-рассказ.

Учитель может попросить выступить тех, кому кажется, что на их

листе получилось интересное обсуждение. Их рассказы можно

сравнить, выделить что-то важное, отметить интересные примеры.

Если учитель попросил писать перед репликой свое имя, то

работу каждого ученика в этой дискуссии по переписке можно

будет оценить.

Пример «дискуссии по переписке»

Эта форма подходит не только для того, чтобы дети смогли

прояснить для себя какое-либо важное понятие в начале изучения

темы, но и для проверки степени усвоенности изученного мате-

риала. Например, на первом же уроке по поэзии Серебряного

века, прочитав подборку стихотворений и проиллюстрировав ее

репродукциями художников начала XX века, учитель предлагает

детям дать свое определение модернизма. Разумеется, здесь рас-

чет не только на непосредственные впечатления учеников от

услышанных стихов, но и на их эрудицию. Точно так же можно

на итоговом уроке по творчеству какого-либо писателя предло-

жить детям кратко сформулировать суть его литературного или

общественно-политического кредо.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал