Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установка правил ведения дискуссии
Один из способов предотвращения «хаоса» во время дискус- сии — это предварительное установление правил. Если учитель и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время об- суждения, гораздо меньше времени потребуется для решения организационных и дисциплинарных проблем, в то время как непосредственно на тему дискуссии останется гораздо больше времени. Четкие правила делают атмосферу класса более дове- рительной, дружелюбной и безопасной. Проще всего начать разговор о правилах после неудавшегося, неорганизованного обсуждения, когда ребята ссорились и не проявили большого уважения друг к другу. Или же, если не очень жалко времени и не страшно, что в классе поднимется страшный крик, можно провести такое небольшое упражнение. Класс де- лится на две группы. Выбирается какой-нибудь простой вопрос, например, что вкуснее — персики или мороженное? Одна группа назначается сторонниками первого ответа, вторая — второго (или группы формируются по ответам, но это займет больше времени). «А теперь, — говорит учитель, — у вас есть две минуты, чтобы убедить сторонников другого мнения, что вы правы. Вы можете делать что угодно». Обычно все начинают одновременно что-то говорить, в классе поднимается шум, и понять ничего невозмож- но. Через две минуты учитель просит всех остановиться спраши- вает: «Ну как, вы убедили других в своей правоте?» Вероятно, нет. «Хорошо, тогда давайте поступим иначе — кто будет кричать свои аргументы громче, тот и будет прав». Начинается крик. Через минуту его можно остановить и спросить об ощущениях и о результатах. Они неутешительны. «Справедливо ли, что тот, кто громче крикнет, тот и прав?» Конечно, нет. Но чтобы все по- лучили возможность нормально высказываться и слушать других, нужны определенные правила и уважение друг к другу. Учитель может предложить школьникам самостоятельно вы- работать правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно решать проблемы. Добровольцы предлагают свои варианты, а учитель или кто-то из ребят записывает их на доске. 38 Лекция 3 Если ребята что-то не учли, учитель может предложить свой вариант какого-нибудь правила. Каждое из правил совместно рассматривается, для того чтобы все ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли деле оно необходимо. (Например, в одной из школ шестиклассники приняли правило: «Уважать всех, и в первую очередь говорящего». Формулировка достаточно аб- страктная. Учитель спросил ребят: «Как это “уважать”»? И, по- думав, ребята определили: «Не перебивать, не смеяться, внима- тельно слушать».) Затем правило принимается. Предлагаем вам примерный список таких правил, предложен- ных американским педагогом Ф. Тибитс: • слушать того, кто говорит; • говорит только один человек; • если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку; • нельзя прерывать того, кто говорит; • когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека; • нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой); • надо вовлекать в обсуждение всех [4]. Не страшно, если список, созданный учениками вашего клас- са, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то неизменным. Учитель может специально обращать внимание ребят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать до- полнять, дорабатывать список. Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их ис- полнением. Однако, если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать. Так или иначе очень многое зависит от класса, и пре- подаватель должен сам решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с этими учениками. К сожалению, просто установка правил не является панацеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоя- тельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить большое внимание соблюдению правил. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно Типы учебных дискуссий 39 обращать внимание ребят на то, как они выполняются. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подает любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушает- ся. Можно назначать специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением, указывает, если правила на- рушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о со- блюдении правил, установив поощрения и наказания. Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.
|