![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа в парах
«Рабочий гул» Каждый участник поворачивается к своему соседу и за не- сколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего на- парника и представление его мнения остальным ребятам. Пример «рабочего гула» Эта форма дискуссии лучше всего подходит для обсуждения проблемы, по которой есть полярные мнения. Например, кто 50 Лекция 4 такой Дон Кихот — сумасшедший старик или рыцарь, борющий- ся со злом и несправедливостью? В результате можно подойти к пониманию очень интересного факта: Сервантес писал пародию на рыцарские романы — а в общественном сознании образ рыца- ря печального образа уже несколько веков ассоциируется с благо- родством и человеческим достоинством. На этом примере дети, возможно, впервые увидят, что авторский замысел может рас- ходиться с восприятием произведения читателями. «Колесо» Ребята разбиваются на две равные группы и образуют два круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга пово- рачиваются лицом к членам внешнего круга так, чтобы образо- вались пары. Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30 — 60 секунд. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал — «колесо поворачивается» — чле- ны обоих кругов чуть-чуть подвигаются вправо, так чтобы ока- заться лицом к лицу со следующим человеком. Эту форму хоро- шо использовать для того, чтобы ребята познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу. Информация, собранная с помощью этих приемов, может по- служить для дальнейшего свободного обсуждения. Пример «колеса» Эта форма подходит для обсуждения небольшого произведе- ния, лучше всего — стихотворения, достаточно сложного, чтобы дети поняли его сразу. Например, «Лицо коня» или какое-нибудь другое раннее стихотворение Заболоцкого. Вряд ли дети смогут сходу в нем разобраться, и учитель предлагает им обсудить сти- хотворение по описанным выше правилам. «Социологи» Эту форму дискуссии можно использовать для работы с темой, по которой можно придумать много вопросов. Учитель составляет вопросы по числу учеников (или в два раза меньше, чем число учеников). Каждый вопрос выписывает- ся на отдельный лист бумаги. Вопросы раздаются учащимся в произвольном порядке (учитель может соотноситься с интереса- ми учеников). Если вопросов было в два раза меньше, два учени- ка получают листы с одинаковыми вопросами. Технология организации учебных дискуссий 51 Каждый ученик должен опросить не менее 2/3 класса (или половины класса, в случае с повторяющимися вопросами). Для этого он должен подойти к товарищу, задать вопрос, записанный на листе, внимательно выслушать ответ и своей рукой записать его на том же листе. Записывать имя отвечающего не обязатель- но (или по желанию — можно выбрать и обговорить любой вари- ант). После завершения опроса каждому «социологу» необходимо проанализировать собранные ответы: выделить основные типы ответов, оценить, каких ответов больше, каких — меньше. Если два человека задавали один вопрос, их можно объединить в пары, и они подготовят обзор сразу двух листов. Если вопросы были разбиты по подтемам, то учитель начина- ет их свободное обсуждение и просит вначале каждой подтемы выступить тех, у кого были соответствующие вопросы. Пример «социологов» Если учитель проводит уроки внеклассного чтения, то «со- циологи» дают ему возможность выяснить, что именно прочита- ли дети и как восприняли прочитанное. Например, на уроке внеклассного чтения по книгам о пиратах (Ж. Верн, Р. Стивенсон, Конан Дойл, Р. Сабатини) можно предложить детям такие вопро- сы: • Какая книга понравилась больше других? • Кто вызывает сочувствие: пираты или их противники? • Чем _______привлекательны образы пиратов? • Что в поведении, образе жизни пиратов вызывает сочув- ствие? • Что в поведении, образе жизни пиратов вызывает возмуще- ние? • Чем можно объяснить интерес многих писателей к «пират- ской» тематике? • Почему противниками пиратов, одерживающими над ними верх, в большинстве книг являются не представители официаль- ных властей, а одиночки — искатели приключений? Если планировать использование этой методики на обычных уроках, то лучше всего проводить ее при изучении больших про- изведений типа «Преступление и наказание». Например, по теме «Двойники Раскольникова» можно предложить ученикам объе- диниться в малые группы (3–5 человек) и дать каждой группе по 52 Лекция 4 одному персонажу (Свидригайлов, Лужин, Разумихин, Марме- ладов, Порфирий Петрович). Дети должны придумать несколько вопросов об этом персонаже (Нравится ли тебе Свидригайлов? — ответы «Да, потому что…» или «Нет, потому что…»), опросить людей из других групп и затем, собравшись вместе, проанализи- ровать полученные ответы и рассказать о них всему классу.
|