Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический экстремизм и терроризм как формы политического поведения.






Экстремизм (от лат. " extremus" - крайний) означает приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. Вместе с радикализмом он выступает сутью, основой всех идеологических доктрин, мировоззренчески обрамляющих современный терроризм и питающий его идейно и духовно.

Экстремизм в политике:

- выступает против сложившихся структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность в основном силовыми методами;

- использует откровенную демагогию, провокации, беспорядки, теракты, методы партизанской войны;

- отрицает компромиссы, переговоры, соглашения, основанные на вза-имных уступках, руководствуясь принципом " всё или ничего".

Экстремизм в идеологии:

- отрицает всякое инакомыслие;

- навязывает свою систему взглядов оппонентам любой ценой;

- требует от своих сторонников слепого повиновения и исполнения лю-бых, даже самых абсурдных приказов и инструкций;

- обращается не к разуму, а к чувствам и предрассудкам, ориентируясь не на знание, а на примитивное сознание и инстинкт толпы;

- доведённая до крайности идеологизация экстремистских действий создаёт особый тип сторонников, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением.

Экстремизм находит своё проявление в различных формах:

1. Экономический экстремизм:

- уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства;

- наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в хозяйственной сфере;

- своё выражение в террористической деятельности экономический экстремизм получает в форме диверсий.

2. Политический экстремизм направлен на уничтожение сущест-вующих государственных структур, разрушение политической системы и установление политического порядка антидемократического толка. Традиционно в политическом экстремизме выделяется две разновидности:

- левый - аппелирует к идеям марксизма-ленинизма, анархизма, революционного радикализма, объявляет себя " наиболее по-следовательным борцом за дело пролетариата";

- правый - занимает крайне консервативные позиции, проникнут духом шовинизма, расизма, национализма и т.п.

3. Национальный экстремизм:

- нетерпимость к другим национальным, расовым и этническим группам;

- репрессивная политика против определённых этнических групп, на-циональных меньшинств и т.п.

4. Религиозный экстремизм:

- крайняя нетерпимость к инаковерующим;

- фундаментализм.

5. Экологический экстремизм - новый вид экстремизма, вызванный резким обострением экологических проблем; выступает за закрытие и ликвидацию неблагополучных в экологическом отношении производств, научно-технического прогресса вообще.

6. Духовный экстремизм:

- культурная изоляция, отвержение опыта других культур;

- крайнее неуважение к традициям;

- принудительное и назойливое навязывание чуждых для общества ценностей, что способствует взламыванию культурного кода общества.

7. Антиглобалистский экстремизм.

Что представляет собой терроризм как социально-политический феномен. Каковы идеологические основы современного терроризма?

Терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывание определённой линии поведения.

Террор - это особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью, кажущейся эффективностью. Эта особенность предопределила широкое использование террора на протяжении всей человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных групп лиц.

Причины современного терроризма:

1. Возрастание кризисных явлений в мировом сообществе и его неспособность в ряде случаев регулировать сложнейшие социально-политические процессы.

2. Быстрая смена мировоззренческих парадигм человечества (сис-темный кризис социализма, переход к постиндустриальной цивилизации, глобализм).

3. Подключение к активной политической жизни широких масс населения, ранее вообще не имевших политического опыта.

4. Многие общества с традиционно сильными устоями ощутили опасность утраты своей культурной идентичности и растворения в массо-вой культуре западного общества.

В результате активизировалось стремление использовать слабости мировой политической системы и проложить " кратчайший путь к цели", каким видится путь террора и насилия. Это способствовало формированию сложных идеологических конструкций, которые стали использоваться для воодушевления и оправдания терроризма.

Идеологической основой терроризма выступают радикализм и экстремизм как приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям (подробнее см. вопросы об экстремизме и радикализме).

Однако по сравнению с ними терроризм имеет свои особенности:

а) если радикализм отражает, прежде всего, содержательную сторону тех или иных крайних идей и только во вторую очередь, методы их реализации, то экстремизм, в первую очередь, фиксирует внимание на методах и средствах борьбы, отодвигая содержательные идеи на второй план; терроризм же выступает естественным продолжением радикализма и экстремизма, воплощённым в непосредственных практических действиях, осуществляемых с редким фанатизмом во имя абсолютно радикальных идей и ценностей;

б) если экстремизм вырастает из крайностей восприятия общественной жизни, то терроризм рождается из крайностей экстремизма;

в) если экстремизм, борясь с политической системой, стоит на позиции радикального реформизма, то терроризм стоит на позиции разрушения.

 

В современных условиях можно выделить следующие формы терроризма:

- политический терроризм;

- религиозно-экстремистский терроризм (исламизм);

- криминальный терроризм;

- информационный терроризм;

- международный терроризм и др.


 

44 Политический курс: понятие и сущность.

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется прежде всего силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

Он отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Политический процесс стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии другим. Тем самым формируется курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.

Таким образом, политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс – это технология осуществления власти.

 


 

45. Политическое участие граждан: формы и мотивы

Наиболее распространенными мотивами являются:

- мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности;

- мотив познавательный, где политическая система выступает в качестве средства для познавания мира вокруг и, также, с учетом сложности этой системы для понимания, в качестве повышения собственного статуса в глазах себя и окружающих;

- мотив власти, желания управлять другими людьми;

- мотив денежный, так как политическая деятельность является высокооплачиваемой деятельностью;

- мотив традиционный, когда политика принята в кругу семьи или друзей;

- мотив идеологический, когда система жизненных ценностей совпадает с идеологическими ценностями политической системы;

- мотивы ложные, но формирующие нужную реакцию у масс, так называемая пропаганда.

Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. В любой политической системе, при доминанте одного, присутствуют различные признаки и противоположного, вне зависимости от политической системы.

Обычно среди этих вариантов выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное участие.

Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать в политической жизни страны, преследуя личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его стимулируют такие факторы, как страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой правящей группировки и направлен на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей и положительного отношения к народу. Естественно, такой род участия ни в коей мере не предусматривает выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление о положении в стране.

Так же принято выделять активные и пассивные формы участия граждан в политике, каждое из которых можно отнести к приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.

- участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

- массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства, как, например, идущие сейчас в Париже забастовки работников завода Continental, которые требуют пересмотреть решение о закрытии предприятия, расположенного в пригороде французской столицы;

- одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;

- участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

- участие граждан в опросах, в которых учитывается мнение граждан и, в теории, рассматриваемые в контексте каких-либо перемен;

- обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

- лоббистская деятельность – политическое продвижение объекта, будь то закон или депутат, при использовании либо личной, либо денежной заинтересованности, либо при невозможности отказаться от предложения. В контексте этой деятельности могут рассматриваться как законные, так и незаконные, как, например, взятка, виды достижения целей;

- сетевое участие, уже не слишком новый вид политического участия. Многочисленные блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета. В частности, на личном опыте наблюдался вид политического участия на одном из сайтов, в процессе конфликта Украины и России, в то время как на правительственном уровне нижестоящим массам прописывался негатив в сторону «противника», на этом ресурсе люди вовсю обсуждали эту тему, что с той, что с другой стороны, и при этом громче всего звучали призывы о дружбе между народами и независимости межнациональных отношений от правительственных распрей.

Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:

- социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

- игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

- неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. К примеру, маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо, не надо.

 


 

47. основные типы политической кул-ры

Г. Алмонд и С. Верта выделяют 3 типа политической культуры (которые сегодня являются преобладающими): 1. Патриархальная 2.подданническая 3.активистская.

 

Патр кул-ура это культура, для которой характерна замкнутость, ограниченность гражданами знаний о государстве, о политичности, замкнутость на этнической и местной солидарности. В рамках этой культуры не ожидается чего-либо от политической системы и не существует установок на ее изменение. Поддан кул-ура заключается в сильной ориентации на политические институты. Эта ориентация сочетается с низкой политической активностью граждан и готовностью соблюдать вырабатываемые государством нормы поведения. Активист кул -ра выражается в заинтересованности участия граждан в политическом процессе.

 

 


 

48. Политическая субкультура - совокупность политических ори­ентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обще­стве культурных ориентаций.

В отечественной политологической литературе субкультура рассматри­вается как совокупность политических ориентаций, значительно отличаю­щихся от ориентаций, доминирующих в обществе.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т. п. Это, в свою очередь, по­рождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их по­литико-культурный уровень.

На политическую культуру региона существен­ное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализа­ция данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аг­рарные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консер­вативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень полити­ческой активности, то есть ограни­чиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше, нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные протестные формы участия — демонстрации, забастовки и т. п., иногда социально неприемле­мые.

Центральные регионы по уровню развития политической культуры от­личаются от периферийных степенью политической сознательности и актив­ности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благо­состояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, ло­яльностью по отношению к существующему режиму, стремлением к полити­ческой самостоятельности (Центральное Черноземье) [81].

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различ­ный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политиче­скими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль над государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры приме­няют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпоч­тение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этниче­скими особенностями соответствующих социальных групп. На политиче­скую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие фак­торы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия яв­ляется основным всепроникающим элементом общей культуры определен­ной группы людей.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры суще­ствуют в основном в транзитивных обществах.

Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также образовательными, половозрастными и другими признаками.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал