Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория лидерства в политологии
Су ть в том, что лидерство объясняется наличием опр. набора качеств. Ситуативная теория зависимость лидерства от конкурентных ситуаций.Теория последователей лидеров, Хиштон. Они обосновали теорию зависимости лидерства от конкретных ситуаций. Теория последователей лидеров. Стенфард. Он трактует лидера, как выр. интересов и ожидание последствий. Теория психоанализы. Фрэйд и Фроу. Они акцентируют внешние на мотивации поведения лидера. Интергративная теория.Считал, что нельзя. Полагает, что рассматривая лидерство след. принимать во внимание.: 1. Черты самого лидера. 2. Залачи, кот он произвел принимать. 3. Взаимоствязь между лидером и последователем. 4. Конкретную ситуацию в кот. осущ. лидерство. Полит. лидерство выд. след. фун-ции: 1.Управленческая- принятие полит. решений. 2. Интеграционная - объедениение народда на основе общих идей и ценностей. 3. Коммуникативная-, те. обеспечение взаимосвязи между властью и обществом. 4. Моделирующая -направлена на организационно, опр целей и задач. 5. Соц. орбиртаж - лидер явл. общ. орбитром. Лицилезирующая полит. реклами с помощью личности лидера.
55. Политическое лидерство: понятие, природа, функции. Существует множество мнений относительно самого понятия «политическое лидерство». Одни исследователи (напр., Ж.Блондель) рассматривают его как способ организации власти, основанный на умении сплотить граждан в совместной деятельности, а под лидером понимают лицо, за которым общество признает право на принятие решений, и который несет ответственность за их последствия. Другие считают, что лидер – это тот, кто содействует, помогает, а не тот, кто отдает приказы. В наших словарях лидер – это глава политической организации, партии, профсоюза. Более компромиссная точка зрения – в современных условиях лидерами являются авторитетные субъекты политического процесса, не обязательно занимающие высокие посты, но способные к консолидации различных социальных групп для решения проблем общественного развития. Лидер может завоевать авторитет при наличии следующих условий: · если у него есть четкая программа деятельности, соответствующая тенденции развития общества; · если его отличает знание проблем, связанных с реализацией программы, и готовность нести личную ответственность за ее воплощение в жизнь; · если он способен создать систему политического руководства, обеспечивающую возможность вести за собой последователей на реализацию принятой программы; · если он может создать морально-психологический климат, обеспечивающий наиболее благоприятные условия политической жизни. Лидером может быть только личность, отличающаяся самостоятельностью мышления, способностью генерировать идеи, выражать настроения масс. В политологической литературе специально исследуются мотивации, побуждения лидера в достижении своего лидирующего положения. Среди мотивов называют жажду власти, верность своим идеям, чувство ответственности, потребность в уважении и одобрении других людей. Многие исследователи считают, что политической деятельностью всегда начинают заниматься по чисто личным причинам, среди которых – и влияние знакомых, и стремление к должностям, и твердость взглядов и убеждений, и такой мотив (специально изучавшийся учеными), как необходимость компенсировать собственную неполноценность. Фрейдисты объясняли феномен лидерства психологическими причинами, потребностью людей в авторитетах, что идет от тоски по отцу, которая живет в человеке с детства. В исследовании природы лидерства приоритет принадлежит английским и американским исследователям. Здесь можно выделить 3 наиболее типичные точки зрения: 1) «Лидер как носитель необходимых качеств». Западные социологи в 30–50-е гг. разработали методики изучения личных качеств лидера. Возникла теория «черт лидера» (английский антрополог Ф.Гальтон), основная идея которой – лидер обладает передающимися по наследству качествами, отличающими его от последователей. В рамках этой теории были предприняты исследования множества королевских династий, анализ браков между правителями. В то же время были описаны и лидеры без черт, безликие, выдвинувшиеся потому, что они угождали массам, шли у них на поводу. Эта теория игнорировала социальные факторы. Влиятельной остается ее версия, объясняющая феномен лидерства темпераментом личности. Согласно ей, холерики склонны к авторитаризму, сангвиники – к компромиссам, меланхолики – к консерватизму, а флегматики уважают демократические свободы и не стремятся к власти. 2) «Лидер как выразитель интересов группы». С этой точки зрения лидер иногда выступает в качестве «функции группы», т.е. группа сама подбирает лидера, наделяя его полномочиями выражать ее интересы. Это положение сформулировал американский ученый Т.Парсонс. Тип взаимодействия в группе определяет формальное и неформальное лидерство. Лидер, обладающий авторитетом, высоким уровнем влияния на членов группы, становится ее неформальным лидером, а в определенной ситуации при институциональном признании превращается и в формального. Возможна и ситуация, когда бесцветная личность оказывается формальным лидером, выполняя предписания группы. 3) «Лидер как функция ситуации». Сторонники ситуационного подхода считают, что каждая ситуация выдвигает своего лидера, а тот, в свою очередь, стремится как бы «продать» себя, предлагая качества, которые соответствуют спросу в конкретной ситуации. Таким образом, ситуация может не только повлиять на лидера, но и существенно изменить его. Однако ситуационная теория упускает из виду тот факт, что лидер может овладеть ситуацией и сам оказывать на нее влияние. Для новейшего подхода к исследованию проблемы лидерства характерны роботы амер. политолога Маргарет Херманн. Она выделила 7 факторов, влияющих на политическое лидерство: 1) полит. убеждения лидера, 2) его полит. стиль, 3) мотивы, которыми он руководствуется, 4) реакция на давление и стресс, 5) обстоятельства, благодаря которым лидер впервые оказался в положении руководителя, 6) предшествующий политический опыт лидера, 7) политический климат, в котором он начинал свою деятельность. Эволюция политического лидерства на практике проходит несколько стадий: -- возникновение движения и выделение его лидера; -- образование партии, выработка ее программы; -- формирование иерархии руководства; -- борьба за власть, приход к власти, участие в управлении страной. Если то, что предлагает партия или движение в решении насущных проблем, приемлемо для большинства членов общества, то партия и ее лидеры получают право на власть. К политическим лидерам обычно относили руководителей государств, партий, организаций и движений. Но в последнее время к полит. лидерам относят и популярных влиятельных участников общественной жизни. В этой связи важно определить разницу между понятиями «лидер» и «руководитель». Во-первых лидер благодаря авторитету и влиянию, выдвигается стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается. Во-вторых, лидер – непременно личность, продукт «естественного отбора». Лидерство нестабильно, его все время надо подтверждать. А руководство, как правило, стабильно. В-третьих, лидер не имеет четко обозначенных полномочий и обязанностей, а вот руководитель ими располагает. Функции политического лидера: 1) четкая формулировка целей, нахождение и принятие оптимальных политических решений; 2) объединение общества. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединить граждан вокруг общих целей и ценностей; 3) социальный арбитраж и защита общества от беззакония, поддержание порядка и законности («гарант»); 4) мобилизация общества на реализацию политических целей. Лидер должен обеспечивать прогресс и сохранение традиций, вселять в людей веру в идеалы и ценности; 5) коммуникация власти и масс, упрочнение политической и эмоциональной связи выступают СМИ (и прежде всего телевидение), встречи с избирателями и т.д.
|