Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон спроса, графическая модель. Детерминанты (неценовые факторы) спроса.
Товары - это экономические блага (продукты труда), предназначенные для обмена (на продажу). Характеристиками товара являются потребительная ценность (стоимость) и меновая ценность (стоимость). Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной ценностью. Например, хлеб, масло и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань - потребность в одежде и т.д. Меновая ценность - это количественное отношение, в котором потребительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценности другого рода. Например, 1 топор обменивается на 10 кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров и выражена их меновая ценность. Стоимость товара выражает его общественную полезность через затраты на производство. Благо - это количественный результат труда, соизмеренный с потребностью в нем. Оно является средством для удовлетворения потребностей человека. Ценность блага выражает затраты на его производство через индивидуальную полезность. В современной экономике количество циркулирующих в ней благ чрезвычайно велико. Классификация благ отличается большим разнообразием. Выделяются объектные и субъектные классификации [5]. В соответствии с первым признаком блага делятся на следующие группы. Взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементарные) блага. К первым относятся многие потребительские блага и производственные ресурсы, а также услуги транспорта (поезд, самолет, автомобиль), сферы досуга (кино, театр, цирк) и т.д. Примерами вторых являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Блага могут быть и нейтральными по отношению друг к другу. Одно- и многоразового использования. О первых говорят, что они потребляются, исчезают, а о вторых, что они используются, постепенно изнашиваются. Прямые(потребительские) и косвенные(производственные) блага. Последние в свою очередь делятся на реальные и финансовые (денежные). Реально существующие в настоящем и те, которыми будут пользоваться в будущем. Хранимые и нехранимые блага. Абсолютно нехранимыми являются услуги (например, транспортная услуга), малохранимыми - скоропортящиеся продукты питания (свежая рыба), близкими к абсолютно хранимым - благородные металлы (золото), абсолютно хранимыми - деньги и финансовый капитал. Кроме того, существует классификация благ по степени их делимости. Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета), некоторые блага делимы почти абсолютно (финансы). Примером неделимого блага является любой путь сообщения. Субъектная классификация благ включает следующие группы. Экономические и неэкономические блага. Неэкономические, или свободные блага - блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Экономические блага - блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в ограниченном количестве. Именно соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ определяет эту важнейшую классификацию. Так, вода для питья, если человек живет на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. А в пустыне, где потребность в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды, она становится экономическим благом. Экономические блага делятся на частные и общественные блага. Частное благо доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами (например, пара обуви). Благо называется общественным, если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно многими субъектами (знания, национальная безопасность). Кроме того, выделяют такие блага, как общий ресурс - если благо доступно всем, но потребляется только одним (грибы в лесу); естественная монополия - если благо доступно одному, а пользоваться могут одновременно многие (система кабельной сети). Встречается классификация экономических благ на конечные и промежуточные. Конечными благами называются экономические блага, не потребляемые при производстве других благ. Их основная часть - предметы потребления людей. Промежуточными благами называются экономические блага, потребляемые при производстве других благ. Потоки промежуточных благ едва ли не основные по разнообразию и сложности связей в экономической жизни. Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.[1]
Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.
Факторы производства – это необходимые для производственного процесса ресурсы. Существует четыре основных фактора производства: труд. Это хозяйственная деятельность людей, направленная на получение дохода и удовлетворение потребностей. В процессе труда человек затрачивает физическую и умственную энергию. В различных видах труда может преобладать интеллектуальный труд или физический. Труд бывает простым и сложным, квалифицированным и неквалифицированным. Результатом труда может быть материальный (жилой дом, стоянка, мост через реку) или нематериальный продукт(например, информация, услуга); капитал. Это средства производства длительного или краткого пользования (сырье, машины, оборудование, сооружения). Отдельно выделяют денежный капитал – финансовые средства, предназначенные для превращения в вещественные. Сами деньги фактором производства не являются, но играют в деятельности предприятия немалую роль; земля (природные ресурсы). Земля – это всякое место, где находится человек (отдыхает, трудится и т.д.). На земле расположены разнообразные предприятия. Земля является источником полезных ископаемых, природных ресурсов. Земля как экономический фактор учитывает все эти функции природных факторов в хозяйстве; технический прогресс. Промышленные установки могут иметь одинаковую стоимость, но одна из них может быть новой, а другая – устаревшей. Если прочие факторы производства одинаковые, то лучших хозяйственных результатов добьется предприятие, использующее современное оборудование; информация. В связи с широким распространением компьютерной техники немалую роль в производстве начинает играть информация. Владение информацией помогает предприятию эффективнее осуществлять свою деятельность. Взаимодействие и комбинация факторов производства. Для производства требуются определенные ресурсы, которые применяются в нужных комбинациях. Все ресурсы не могут участвовать в производстве обособленно. Они взаимодействуют только в определенных комбинациях. Все они взаимодополняют друг друга. В то же время они и взаимодействуют. Например, машины и оборудование можно заменить трудом рабочих, природные материалы – искусственными. Когда один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, его стараются заменить более дешевым, соответственно, на него возрастает спрос. Увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цены на один из ресурсов ведет к изменению цен на другие ресурсы. Предложение факторов производства, прежде всего зависит от специфики каждого рынка. В зависимости от факторов развития рынка формируется предложение. Однако общим для всех рынков является то, что количество ресурсов, предлагаемых к продаже, ограничено по сравнению с потребностями в их производстве. Для предприятия-производителя огромное значение имеют цены на рынке. Именно от них зависит уровень издержек производства. При имеющейся технической базе цены будут определять количество ресурсов, которое может быть использовано.
Собственность — сложная и многогранная категория, которая выражает всю совокупность общественных отношений: экономических, социальных, правовых, политических, национальных, морально-этических, религиозных и др. Она занимает центральное место в экономической системе, поскольку определяет способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную и политическую структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности и способ распределения результатов труда Существуют два основных типа собственности: частная и общественная. Частная собственность — это такой тип собственности, когда исключительное право на владение, пользование и распоряжение объектом собственности и получение дохода принадлежит частному (физическому или юридическому) лицу. Частная собственность во всех ее формах является мощным фактором развития общества, поскольку стимулирует у владельца предпринимательскую инициативу, интерес к увеличению личного, а следовательно, и общественного богатства, предоставляет ему экономическую свободу выбора, определенный статус в обществе, самоуважение, право наследования, утверждает реальную имущественную ответственность и т. п. Индивидуально-трудовая собственность характеризуется тем, что физическое лицо в предпринимательской деятельности одновременно использует собственные средства производства и свой труд. Если в хозяйстве используется труд членов семьи, такая собственность имеет вид семейной трудовой собственности (например, фермерское семейное хозяйство). Индивидуальный частный собственник может использовать в хозяйстве и труд наемного работника (постоянно или на сезонных работах). Партнерская собственность является объединением капиталов или имущества нескольких физических или юридических лиц с целью осуществления совместной предпринимательской деятельности. Каждый участник партнерского предприятия сохраняет свою долю внесенного им капитала или имущества в партнерской собственности. Корпоративная (акционерная) собственность — это собственность, образованная благодаря выпуску и продаже акций. Объектом собственности акционерного общества, кроме капитала, созданного за счет продажи акций, может быть также другое имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности. Общественная собственность означает общее присвоение средств производства и его результатов. Субъекты общественной собственности относятся друг к другу как равноправные совладельцы. В этих условиях основной формой индивидуального присвоения становится распределение дохода, а мерой его распределения — труд. Общественная собственность существует в двух формах: государственной и коллективной (рис. 3.12). Государственная собственность — это система отношений, при которой абсолютные права на управление и распоряжение собственностью осуществляют органы (институты) государственной власти. Государственная собственность делится на общегосударственную и муниципальную (коммунальную). Общегосударственная собственность — это общая собственность всех граждан страны, которая не делится на доли и не персонифицируется между отдельными участниками экономического процесса. Собственность необходима государству для выполнения своих экономических, социальных и оборонных функций. Объектами государственной собственности могут быть природные ресурсы (земля, ее недра, леса, воды, воздушное пространство), энергетика, транспорт, связь, дороги, учебные заведения, учреждения национальной культуры, фундаментальная наука, оборонные и космические объекты ИТ. п. Муниципальная (коммунальная) собственность — это собственность, которая находится в распоряжении региональных государственных органов (области, города, района и т. п.). Эконо́ мика (от др.-греч. ο ἶ κ ο ς — дом и ν ό μ ο ς — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства»)[1] — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Экономи́ ческая тео́ рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории — дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себереальную экономику. Функции и методы Методы экономической теории: Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов. Функции экономической теории: Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население). Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование). Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.
|