![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природа формальных и неформальных взаимоотношений, особенности их проявления.
В каждой организации принято различать формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) структуру, в любом коллективе всегда функционируют формальные и неформальные взаимоотношения. Формальные взаимоотношения создаются на базе организационной структуры внешнеторговой организации. Эти взаимоотношения определяют руководство и подчинение, права и особенности каждого сотрудника коллектива. Они регламентированы, регулируются официальными документами. Кроме административной субординации к формальным отношениям относятся технологические связи и контакты сотрудников, необходимые при осуществлении ими своих трудовых функций. Формальные взаимоотношения - жизненно необходимое условие взаимодействия членов коллектива, предполагающее добросовестное исполнение каждым сотрудником своих обязанностей и социальных ролей. Неформальные взаимоотношения возникают стихийно на основе взаимных симпатий и общих интересов. В них проявляются субъективные связи между людьми, которые больше симпатизируют и доверяют друг другу вне всякой зависимости от того, обусловлено ли данное взаимодействие какими-либо официальными предписаниями вышестоящего администратора. Доктор псих. наук Коломинский выделяет в структуре взаимоотношений людей три взаимосвязных компонента: ü поведенческий (действия, поступки, стиль деятельности, речь, мимика, жесты, пантомимика; ü эмоциональный (включает в себя все, что связано с состоянием человека); ü когнитивный (включает все психологические процессы, связанные с познанием окружающего и самого себя) В формальных ведущим компонентом является поведенческий, а в неформальных эмоциональный компонент. В зависимости от форм организации деятельности группы могут быть формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Те и другие относятся к категории естественных групп. Формальная (официальная) группа отличается тем, что в ней четко определены статусы (положения) ее членов, строго распределены роли всех участников группы, а также указана «структура власти». Формальные группы представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих управленческих функций. Иными словами, их появление вызвано нуждами организации и ею задано. Примером формальной малой группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: валютно-финансовый отдел ВЭО, бюро иностранных переводов, отдел конъюнктуры и цен и др. Структура и отношения в такой группе регулируются в административно-правовом порядке, а цели деятельности задаются руководством организации. Неформальная (неофициальная) группа – это объединение лиц, которое не имеет фиксированных цели, статуса, должностей и других атрибутов. В неформальной группе нет явно регулируемого членства, правил вступления или выхода. Неформальная группа также имеет свою определенную структуру и нормы взаимоотношений, но эти нормы нигде не регламентированы, а отношения непосредственно определяются личными отношениями людей. Примеры таких групп – соседства, компания на работе или в быту. Неформальные взаимоотношения регулируются внутренними особенностями группы, которые формируются вследствие психологического, а не правового взаимодействия людей. Таблица 2. Различия формальных и неформальных групп
Характерно, что при анализе неформальных групп чаще обращают внимание на ее дисфункциональные аспекты (противоречивые по отношению к формальной группе цели, инертность, сопротивление изменениям, ограничение результата работы и др.). Сравнительно недавно стали признавать функциональные аспекты неформальной группы. В частности, неформальная группа может давать следующие преимущества: - делает более эффективной систему в целом; - облегчает нагрузку на менеджера; - заполняет пробелы в возможностях менеджера; - обеспечивает безопасный выход эмоциям сотрудников; - улучшает коммуникации. Так как существование неформальных групп неизбежно, а влияние их достаточно существенно, менеджменту организации стоит отказаться от бесполезной борьбы с ними и использовать указанные выше функции для достижения целей организации.
|