![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восприятие человека человеком как условие формирования впечатлений о нем, как фактор построения собственного поведения. Схемы формирования первого впечатления о человеке.
В структуре взаимоотношений различают:
Люди, вступающие во взаимодействие, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Участники общения постоянно рефлексируют, стараются понять друг друга. От точности «прочтения» внешних особенностей и «вычисления» особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность взаимопонимания людей и их поведение по отношению друг к другу. Перцепция (чувственное восприятие) будет более эффективной, если в ней принимают участие такие психологические механизмы как идентификация, рефлексия, эмпатия.
![]()
![]()
![]() ![]() ![]() И В
Процесс восприятия одним человеком А другого человека В.
Известно, что в процессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными, с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как при первой встрече основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия и оценки другого человека.
Наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке: В каждой схеме срабатывает вполне определенный фактор, так или иначе присутствующий в ситуации знакомства. Фактор превосходства начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда один из участников группы ощущает превосходство другого по важному для него параметру – уму, материальному положению, росту и др.). В этом случае человек, который превосходит другого по важному параметру, оценивается этим другим значительно выше и по остальным значимым параметрам. Другими словами, происходит его общая личностная переоценка. Фактор привлекательности связан с восприятием члена группы как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека партнер переоценивает и по другим важным психологическим и социальным параметрам. Так, в экспериментах показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, заботливых и порядочных. Фактор отношения срабатывает тогда, когда человек чувствует характер отношения к себе участника группы. Ошибка восприятия в данном случае проявляется в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные для него идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям. Следует иметь в виду влияние на восприятие другого человека социальных стереотипов, то есть устойчивых образов или представлений о людях, свойственных представителям той или иной социальной группы. Социальные стереотипы могут быть этническими, профессиональными, религиозными, половозрастными.. На процесс восприятия другого человека с целью решения вопроса о собственном поведении существенное влияние оказывают такие личностные особенности воспринимающего, как жизненный опыт (определяет точность восприятия и глубину понимания другого человека), уровень самооценки (если самооценка занижена или завышена, то другой воспринимается неадекватно), психическое состояние в момент восприятия другого и т.п. Восприятие другого человека всегда неразрывно связано с эмоциями. Одни люди производят на человека благоприятное впечатление, а другие вызывают антипатию.
|