Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Искусство в жизни человека






Основные понятия и термины по теме: искусство, наука, творческое и научное мышление.

План изучения темы:

1. Роль искусства в формировании художественного, творческого и научного мышления человека. Наука и искусство.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Понятия «искусство», «наука». Знание научное и знание художественное. Сущность художественного мышления. Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах - существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Искусство (наряду с наукой) является одним из способов восприятия и познания окружающего мира.

В масштабах всего общества, искусство - это особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат - художественное произведение.

Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

На примере деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Его рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Науки, искусства и ремесла в древности не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.

Критерии научного мышления. Многозначность термина «искусство». Искусство - «учебник жизни» (Н.Г. Чернышевский). Предназначение искусства в понимании известных мыслителей (Гегель, Чернышевский, В. Соловьёв, Кант). Основные категории и проблемы искусства.

Роль искусства в развитии культуры.

Лабораторные работы – не предусмотрено

Практические занятия – не предусмотрено

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Проведите анализ отличительных особенностей между искусством и наукой, ответив на вопросы:

- каковы главные функции науки и искусства?;

- чем оперирует наука?;

- чем руководствуется искусство?;

- чем отличается научное мышление от мышления художественного?

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

-проверка конспекта.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какое место занимает искусство в вашей жизни?

2. Какие функции искусство выполняет в жизни человека и общества?

3. В чём главное отличие науки от искусства?

4. Согласны ли вы, что искусство - это «учебник жизни»?

5. Какое место занимает искусство в вашей жизни?

6.В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптораосновывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал