![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.4. Выразительные средства литературы и синтетических видов искусства
Основные понятия и термины по теме: слово, сюжет, композиция, метафора, гротеск, гипербола, лирика, эпос. План изучения темы: 1.Характеристика выразительных средств литературы и синтетических видов искусства. 2. Коллективный характер синтетических видов искусства: театра, кинематографа. Краткое изложение теоретических вопросов: Литература - вид искусства, в котором основным выразительным средством является слово. Содержание литературы: драматическое воспроизведение действия, эпическое повествование о событиях, лирическое самораскрытие внутреннего мира человека. Предшественник литературы - устное народное творчество. Литература художественная, учебная, историческая, научная, справочная. Основные жанры литературы (лирика, драма, эпос). Драма – сюжетное произведение, написанное в разговорной форме без авторской речи. Развитие элементов и составных частей литературного произведения и литературного процесса в ответ на изменения жизни. Театр – вид искусства, в котором окружающий мир раскрывается через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Основа театра – драматургия. Синтетичность театрального искусства, его коллективный характер (творчество драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера). Жанры театральных постановок: драма, трагедия, комедия, мюзикл, оперетта, водевиль и т.д. Кинематограф (с греч. движение, пишу) – искусство воспроизведения запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Достижения науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии и рождение киноискусства на рубеже 19-20 веков. Кино и Время. Синтетичность киноискусства (литература - сценарий, песни); живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме); театральное искусство (игра актеров); музыка, служащая эффективным выразительным средством дополнения зрительных образов. Жанры кино: драма, трагедия, фантастика, комедия, исторический и т.д. План художественного анализа театрального спектакля или кинофильма: -Каково ваше общее впечатление от просмотренного спектакля (кинофильма)? -Какова его общая идея? -Кто является автором литературного сценария? -Кто является постановщиком (режиссером)? -Сравните режиссерский замысел с литературным произведением. Удалось ли режиссеру выразить основные мысли литературного произведения? -Отметьте характерные особенности игры актеров. Какие персонажи, по вашему мнению, получились наиболее достоверными? -Какие герои вызвали у вас позитивное (или негативное) впечатление? Объясните, почему. -Что вы можете сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров? Отражают ли они время, в котором происходят изображаемые события? -Какова роль музыкального оформления спектакля? -Знакомы ли вам другие критические оценки данного фильма или спектакля? Согласны ли вы с ними? -Каково ваше личное мнение? Лабораторные работы – не предусмотрено Практические занятия – не предусмотрено Задания для самостоятельного выполнения: 1. Охарактеризовать содержание понравившихся вам литературных, театральных, кинематографических произведений по предлагаемому плану: каково ваше общее впечатление, назовите имя автора (режиссёра, сценариста), опишите краткую историю создания, сюжет, драматургию; роль главных выразительных средств в создании художественных образов и передаче основной идеи произведения. Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка конспекта. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Какое выразительное средство является ведущим в литературе? 2. Раскройте содержание понятий: «метафора», «гротеск», «гипербола». 3. Перечислите основные линии драматургического действия? 4. Какие виды искусства присутствуют в театре, кинематографе? 5. Какова роль литературы в создании театрального спектакля? 6. Какова роль музыки в создании кинофильма? 7. Кто из русских художников был известным декоратором?
|