Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.3. Выразительные средства архитектуры и скульптуры
Основные понятия и термины по теме: композиция, форма, объём, масштаб, ритм, фактура, материал. План изучения темы: 1. Характеристика выразительных средств архитектуры. 2. Характеристика выразительных средств скульптуры. Краткое изложение теоретических вопросов: Архитектура (греч. - мастер, строитель) — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Зависимость формы архитектурных сооружений от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т.д. Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным искусством и др. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. Содержание выразительных средств архитектуры: масштаб, ритм, фактура, пропорции. Роль каждого из выразительных средств в создании произведения архитектуры. Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Основные материалы в скульптуре (камень, бронза, мрамор, дерево). Современные материалы (сталь, пластик, бетон и др.). Основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф). Монументальная, декоративная, станковая скульптура. Содержание выразительных средств скульптуры: объём, материал, фактура, масштаб, ритм. Роль каждого из выразительных средств в создании художественного образа и передаче замысла скульптурного произведения. План анализа произведения архитектуры: -Какое впечатление оказало данное произведение на ваши чувства и настроение? -Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? -Что вам известно об авторе произведения и истории его создания? -Определите принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению. -Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия: «Польза. Прочность. Красота»? -Назовите художественные средства и приемы создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорция, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб. -Определите принадлежность к виду архитектуры: обьемные сооружения (общественные, жилые или промышленные), ландшафтная, (садово-парковая или малых форм), градостроительная. -Найдите связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписывается в окружающую среду? -Какие другие виды искусства использованы в оформлении его архитектурного облика? -Какие детали этого произведения вас особенно поразили или удивили? -Какое место это произведение занимает в истории мировой культуры? -Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства? -Какова сегодняшняя жизнь этого произведения? План анализа произведения скульптуры: -Каковы ваши личные впечатления от данного произведения скульптуры? -История создания произведения. -Важнейшие сведения об авторе произведения. -Место данного произведения в творчестве автора. -Принадлежность к культурно-исторической эпохе, стилю и направлению. -Смысл названия. Особенности сюжета и композиции. -Принадлежность к видам скульптуры: монументальной, монументально-декоративной или станковой. -Использование материалов и техника обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из гипса, вырезание из дерева, отлив, ковка, чеканка из металла). -Какие детали этого произведения вас особенно поразили или удивили. -Какое место занимает это произведение в истории мировой культуры? -Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства? -Какова сегодняшняя жизнь этого произведения? Лабораторные работы – не предусмотрено Практические занятия – не предусмотрено Задания для самостоятельного выполнения: 1. Охарактеризовать понравившиеся вам произведения архитектуры и скульптуры по следующему плану: общее впечатление, имя автора, краткая история создания, композиция, роль главных выразительных средств: объёма, масштаба, материала, ритма, динамики. Форма контроля самостоятельной работы: - устный опрос, - проверка конспекта-анализа. Вопросы для самоконтроля по теме: 1. Как вы объясните то, что архитектуру называют застывшей музыкой? 2. Какое выразительное средство является главным в архитектуре? 3. Какое выразительное средство является ведущим в скульптуре? 4.Перечислите другие выразительные средства в создании произведений архитектуры и скульптуры. 5. Какова роль материала в создании произведений архитектуры и скульптуры? 6. Что такое статуарная пластика? 7. Однажды у великого скульптора Микеланджело спросили о том, каким образом ему удается создавать такие восхитительные скульптуры. Он сказал в ответ: " Я беру камень, а затем просто отсекаю все лишнее". Какой смысл вложен им в эти слова?
|