Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 18. Сложение целых неотрицательных чисел. Виды простых задач на сложение и их теоретико -множественный смысл.
Рассмотрим задачу, которую решают первоклассники: «Петя нашел 4 гриба, а Нина — 3. Сколько всего грибов нашли ребята?» Задача решается при помощи действия сложения: 4 + 3 = 7. Но как объяснить, почему использовано сложение, а не другое действие? Представим условие задачи наглядно, изобразив каждый гриб, который нашел Петя, кружком, а каждый гриб, найденный Ниной, квадратом. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо к грибам Пети добавить (присоединить) грибы Нины, т. е. объединить два множества грибов, и сосчитать, сколько в этом объединении оказалось элементов. Видим, что сложение целых неотрицательных чисел оказывается тесно связанным с операцией объединения множеств. Рассмотрим еще одну задачу. Найдем число элементов в объединении множеств А ={a, b, c, d} и В={с, х, у). Нетрудно установить, что n(А)= 4, n(В) = 3, A U B = {a, b, с, к, х, у}, но n (A U В) =4 + 3. Почему так? Дело в том, что множества А и В в этой задаче пересекаются, и, значит, число элементов в их объединении не совпадает с суммой n(А)+n(В). Поэтому сумму целых неотрицательных чисел определяют через объединение непересекающихся множеств. Определение. Суммой целых неотрицательных чисел a и b называют число элементов в объединении непересекающихся множеств A и B, таких, что n(A)=a, n(B)=b: a + b = n(AUB), где n(А) = а, n(В) = b и А∩ В = 0 Пример. Объясним, пользуясь данным определением, что 5 + 2 = 7. 5 — это число элементов некоторого множества А, 2 — число элементов некоторого множества В, причем их пересечение должно быть пусто. Возьмем, например, множества А={х, у, z, t, p}, В ={а, b}. Объединим их: АUВ = {х, у, z, t, р, а, b]. Путем пересчета устанавливаем, что п (AUВ) = 7. Следовательно, 5 + 2 = 7.
О О О О DDD
DDD О О О О В связи с рассмотренным примером может возникнуть вопрос: а не зависит ли сумма чисел 5 и 2 от выбора непересекающихся множеств А и В, таких, что n(А) = 5, n(В) = 2? Иными словами, если взять другие непересекающиеся множества А и В, но удовлетворяющие условию n (A) = 5 и n(B) = 2, то не изменится ли сумма 5 + 2? По всей видимости, нет. Вообще сумма а + b не зависит от выбора непересекающихся множеств А и В, таких, что n (А) = а, n (В) = в. Это общее утверждение мы примем без доказательства. Кроме того, сумма целых неотрицательных чисел всегда существует и единственна. Другими словами, какие бы два целых неотрицательных числа а и b мы ни взяли, всегда можно найти их сумму — целое неотрицательное число с, оно будет единственным для данных чисел а и в. Существование и единственность суммы вытекают из существования и единственности объединения двух множеств. Действие, при помощи которого находят сумму, называют сложением, а числа, которые складывают, называют слагаемыми. Выше нами было дано определение суммы двух слагаемых. А как определить сумму нескольких слагаемых? Пусть сумма двух слагаемых определена и определена сумма n слагаемых. Тогда сумма, состоящая из n+1 слагаемого, т. е. сумма a + a2+... + аn + а +1, равна (a +a2+... +an)+an+1. Например, чтобы найти сумму 2 + 7+15+19 согласно этому определению, надо выполнить следующие преобразования: 2 + 7+15+19 = (2 + 7+15)+19 = ((2 + 7)+15)+19 = = (9+ 15)+ 19 = 24+ 19 = 43. В начальном курсе математики сложение целых неотрицательных чисел вводится на основе практических упражнений, связанных с объединением двух множеств предметов (теоретико-множественная терминология и символика при этом не используются). Главным средством раскрытия теоретико-множественного смысла сложения является решение простых арифметических задач. Суть решения одной такой задачи проанализирована в начале пункта. Простые задачи, которые находятся действием сложения: 1.Задача на нахождение суммы двух чисел. У Маши было 5 карандашей, а у Юли- 3 карандаша. Сколько карандашей у девочек вместе? 2.На нахождение неизвестного уменьшаемого. На столе лежало несколько яблок, когда 3 яблока взяли, то на столе осталось 4 яблока. Сколько яблок лежало на столе? 3.Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма) На столе 3 книги, а тетрадей на 2 больше. Сколько тетрадей на столе? 4. Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма) На столе лежало 9 тетрадей, это на 3 меньше, чем книг. Сколько книг лежало на столе? Упражнения: 1. Объясните, используя определение суммы целых неотрицательных чисел, что: 1) 4+1=5; 2) 2 + 7 = 9; 3) 1+5 = 6; 4) 3 + 0 = 3. 2. Как вы понимаете утверждение: «Сумма целых неотрицательных чисел существует и единственна»?
|