Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности конституционного права Латвии
После обретения независимости в 1991 г. Латвия не пошла по пути соседних Литвы и Эстонии, принявших в 1992 г. новые конституции, а восстановила действие своей «старой» конституции, принятой в 1922 г. Первая конституция Латвии, которая с изменениями и дополнениями стала действовать после 1991 г. (и действовала до 1940 г.), была принята Учредительным собранием Латвии 15 февраля 1922 года. Конституция 1922 г. в сегодняшней редакции - сравнительно небольшой по объему документ. Она состоит из 88 статей и регулирует только вопросы организации государственной власти. Это существенный недостаток современной латвийской конституции, поскольку за пределами конституционного регулирования осталась такая важная сфера, как права и свободы человека. Это приводит к тому, что права и свободы человека, не «поднятые» на конституционный уровень: • во-первых, точно и минимально не определены в едином документе: • во-вторых, могут стать объектом всевозможных манипуляций со стороны законодательной власти; • в-третьих, труднозащищаемы в суде, в том числе в европейских и международных судебных инстанциях. Не исключено, что отсутствие конституционного закрепления прав и свобод повлияло на то, что в Латвии самая сложная ситуация с правами и свободами человека, особенно с правами русскоязычного населения. Почти половина населения, проживающего в Латвии, - этнические русские и другие представители славянских и иных этносов - до недавнего времени не имела гражданства Латвии, а значит, фактически никаких прав. Предусматривавшаяся законом о гражданстве чрезмерно сложная процедура его получения и крайне ограниченные лимиты (!) числа человек, которые могут получить в течение года гражданство, лишали шансов на гражданство большинство русскоязычных. Более того, русскоязычное население не могло защищать свои права законным путем, поскольку новый закон можно принять только через парламент, а русскоязычные не могли ни избираться депутатами, ни даже избирать его, и значит, повлиять на свою судьбу. Принятый в 1998 г. новый закон о гражданстве несколько смягчил ситуацию, но не решил проблемы гражданства окончательно. По-прежнему неопределенной остается и проблема в целом прав и свобод человека (поскольку фактически права однозначно нигде не закреплены) как для русских, так и для латышей. Конституция, главным образом, регулирует деятельность высших органов государственной власти - Сейма (парламента), президента, правительства. Парламентом Латвии является однопалатный Сейм, состоящий из 100 народных представителей. Сейм Латвии избирается на 3 года по пропорциональной системе в первое воскресенье ноября (и в субботу накануне) 3-го года полномочий. Президент республики избирается Сеймом на 3-летний срок большинством в 51 голос членов Сейма и не более чем на 2 срока. Правительством Латвии является избираемый Сеймом и подотчетный Сейму Кабинет министров, состоящий из президента министров и министров. Сейм может выразить недоверие Кабинету министров, что влечет его отставку, а также сместить с должности президента большинством в 2/3 голосов. Президент имеет право распустить Сейм. В этом случае он назначает референдум о роспуске Сейма. Если большинство избирателей проголосуют за роспуск Сейма, то Сейм считается распущенным и проводятся новые выборы. Если большинство проголосует против роспуска Сейма, то Сейм продолжает работать, а президент считается смещенным с должности и Сейм немедленно избирает нового президента. Особенности конституционного права Литвы. Конституция Литвы была принята всенародным референдумом 25 октября 1992 года. Характерные черты конституции: • закрепляет статус Литвы как независимой демократической республики: • провозглашает принцип народного суверенитета; • устанавливает, что государственную власть в Литве осуществляют Сейм, президент, правительство и суды, а также указывает, что «учреждения власти служат людям»; • провозглашает семью основой общества и государства: • устанавливает, что хозяйство Литвы основывается на праве частой собственности, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе, а также подчеркивает, что хозяйственная деятельность должна служить общему благу; • закрепляет большое количество экологических норм. Конституция Литвы 1992 г. подробно регламентирует правовой статус личности. Права и свободы человека объявляются естественными. Среди наиболее важных конституция Литвы закрепляет: • право на жизнь; • право на свободу; • право на неприкосновенность личности и неприкосновенность частной жизни; • право на свободу убеждений; • право на свободу мысли и свободу совести; • равенство всех перед законом и судом; • право на неприкосновенность собственности; • право на свободу передвижения; • право на свободу собраний; • активное и пассивное избирательное право; • право на объединение; • право национальных меньшинств на свой язык и культуру; • право на социальное обеспечение; • иные права. Высшим законодательным органом Литвы является однопалатный парламент - Сейм. Литовский Сейм избирается непосредственно народом на 4года и состоит из 141 депутата. Руководителем государства, по конституции, является президент. Президентом Литвы может быть: • гражданин Литвы по рождению; • достигший 40 лет; • обладающий правом избрания в Сейм; • проживающий в Литве не менее 3 последних лет. Президент Литвы избирается путем всенародных выборов (причем Литва -единственная из прибалтийских государств, где президент избирается непосредственно народом, а не парламентом). Конституция установила 5-летний срок полномочий президента, причем одно и то же лицо не может быть президентом более чем 2 срока. Система выборов президента Литвы имеет некоторые особенности: • если в 1-м туре приняли участие в голосовании более 50% зарегистрированных избирателей, то для избрания необходимо собрать более 50% поданных голосов; • если в 1-м туре приняли участие менее 50% избирателей, то избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем другие кандидаты, но не менее 1/3 голосов всех зарегистрированных избирателей; • если в 1-м туре никто не набрал необходимого числа голосов, то через 2 недели проводится 2-й тур, в котором участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура; • избранным из этих двух считается тот, кто наберет больше голосов. Исполнительную власть в стране осуществляет правительство, состоящее из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается президентом. Затем по представлению премьер-министра президент назначает министров. Сформированное таким образом правительство должно представить свою программу Сейму и получить его вотум доверия. Президент имеет право досрочно распустить Сейм в двух случаях: • Сейм 2 раза отклонит правительство, предложенное президентом: • Сейм выразит недоверие правительству, и президент предпочтет роспуск Сейма отставке правительства. Сейм не может быть распущен в первые 6 месяцев после избрания и в последние 6 месяцев полномочий президента. В случае досрочного роспуска Сейма в 3-месячный срок проводятся новые выборы. Однако Сейм в данной ситуации может принять контрмеры против президента. Сейм, избранный на внеочередных выборах в результате роспуска президентом предыдущего Сейма, имеет право большинством в 3/5 голосов назначить досрочные президентские выборы: • если президент, отбывший на посту 3 года, будет на подобных выборах снова избран, то новый срок будет считаться его вторым сроком; • если президент пробыл на посту меньше 3 лет, то в результате досрочных выборов он избирается на остаток своего срока; • если идет уже 2-й срок полномочий, то президент избирается на остаток 2-го срока. Таким образом, если президент досрочно распустит Сейм, он рискует «получить» досрочные президентские выборы со стороны вновь избранного Сейма (то есть придется лишний раз подтверждать свою легитимность). В результате и Сейм должен искать компромисс с президентом, и президент - с Сеймом, поскольку каждый из них фактически может досрочно прекратить полномочия друг друга. Судебную систему Литвы составляют: • апилинковые (местные) суды; • окружные суды; • специализированные суды; • Апелляционный суд Литвы; • Верховный суд Литвы. Вопросы конституционной юстиции в Литве решает Конституционный суд, который состоит из 9 судей, назначаемых только на один 9-летний срок Сеймом по представлению президента (3 судей), председателя Сейма (3 судей) и председателя Верховного суда (3 судей). Каждые 3 года состав Конституционного суда обновляется на треть: Сейм назначает 3 судей - по одному от президента, председателя Сейма и от председателя Верховного суда. Судьями Конституционного суда могут быть граждане Литвы, обладающие безукоризненной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 10 лет. Из состава судей КС президент республики по представлению Сейма назначает председателя Конституционного суда. Отличительная черта литовской конституции заключается в том, что ее составной частью являются: • конституционный закон «О литовском государстве» от 11 февраля 1991 года; • конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским Восточным союзам» от 8 июля 1992 года. Согласно конституционному акту «О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским Восточным союзам» Литва не должна вступать ни в какие экономические, политические, государственные, военные союзы, образованные государствами - бывшими республиками СССР.
|