![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средовое проектирование.
Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности. В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся: · изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами; · осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, выставки используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (оборудованные активных игровых зон в рекреациях, наличие специально оборудованных спортивных залов и т.п.); · демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных мероприятий, презентации и реализации социальных проектов). Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания. Задачи: · Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п. · Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.). · Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п. В числе мер по решению данной задачи программы предполагается проведение на уровне школы систематической работы по просвещению семей по вопросам гражданского, духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций. Реализация программы предполагает два этапа в работе с семьями в школе: • просветительский; • этап организации совместной деятельности семей. Просветительский этап предполагает проведение отдельных лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов медицинских работников, педагогов, психолога. Базой для проведения этих занятий станет школа. Тематика лекций выстраивается в соответствии с насущными проблемами семьи. Просвещение родителей предполагает распространение серии брошюр и печатных материалов «Семейное духовно-нравственное воспитание», подготовку и комплектование подборок DVD для всей семьи из одноименного цикла. В рамках обозначенного этапа работы осуществляется и создание библиотечных выставок для родителей в школе. Широкая информационная работа по распространению лучшего опыта семейного воспитания. Этап организации совместной деятельности семей предполагает: · организацию лектория по просвещению родителей; · организация совместных общих дел на базе школы; · проведение семейных праздников светского и церковного календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении; · обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками. Диагностика уровня духовно – нравственной воспитанности младших школьников. Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников используется разработанный диагностический материал в рамках мониторинга курсов «Истоки», «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная тематика занятий цикла духовно – нравственного воспитания с 1 –го по 4- класс.
В поиске путей обновления содержания воспитательной деятельности педагоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную работу первого уровня как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе планируется реализовать в форме творческой фольклорной мастерской. Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие). Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире. 1-й класс. «Зачин дело красит» - пропедевтическая ступень. Программа этого года вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. В центре внимания: загадки, потешки, скороговорки, хороводы, народные куклы, праздники, подвижные игры. 2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с: прибаутками и небылицами, плясовыми песнями и припевками, частушками, народными инструментами, календарно-обрядовыми праздниками. 3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения: пословицы и поговорки, частушки, песни лирические и исторические, обрядовые праздники. 4-й класс. В центре внимания: семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти; народный костюм; история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества; история родного края. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Раз в крещенский вечерок», «Масленица-мокрохвостка» и др. Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. В систему воспитательной работы включены также классные часы, цель которых - развитие у младших школьников нравственных качеств.
|