![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне НОО планируется достижение следующих результатов: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: · ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; · элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; · первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; · опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; · опыт социальной и межкультурной коммуникации; · начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: · начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; · нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; · уважительное отношение к традиционным религиям; · неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; · способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей; · уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; · знание традиций своей семьи и ОО, бережное отношение к ним. 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: · ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; · ценностное и творческое отношение к учебному труду; · элементарные представления о различных профессиях; · первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; · осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; · первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; · потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; · мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. 4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: · ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; · элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; · первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; · первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; · знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): · ценностное отношение к природе; · первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; · элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; · первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; · личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): · первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; · первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; · элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; · первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; · первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; · первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; · мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве ОО и семьи. Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей. К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся: · ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); · характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); · индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.). Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. | |||||
7. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МКОУ СОШ №1 города Миньяра №1 (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программы НОО, Примерной программой по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, Концепций УМК «Перспектива» и «Школа России». Программа - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО. Выделяются следующие задачиформирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни: · сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; · научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; · научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; · сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; · сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; · дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; · дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; · обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); · сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; · сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; · сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. Участники программы: · обучающиеся; · классные руководители; · учителя-предметники; · школьная медицинская сестра (фельдшер); · врач-педиатр, закрепленный за ОО; · врачи-специалисты, закрепленные за ОО; · школьные специалисты (психолог, социальный педагог); · родители (законные представители). Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на уровне НОО сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: · неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; · факторы риска, имеющие место в ОО, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; · чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; · активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОО. Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебной деятельности, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Организация образовательной деятельности строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное и внеурочное время. В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; работает медицинский кабинет. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов. Направления реализации Программы · Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная. | ||||||
Этапы | Сроки реализации | Ответственный | Ожидаемый результат | |||
1. Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. | Сентябрь- ноябрь | Заместитель директора по УВР | Соответствие расписания занятий, режима обучения требованиям СанПин | |||
2. Валеологический анализ расписания уроков. | Сентябрь, январь | Заместитель директора по УВР | ||||
3. Организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4-е классы). | В течение года | |||||
4. Организация «активных» перемен и создание на переменах условий, которые способствовали бы двигательной активности учащихся. | В течение года | Заместитель директора по ВР Классный руководитель | Предупреждение переутомляемости учащихся, снижение уровня напряженности. | |||
5. Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по предметам: окружающий мир, технология, физическая культура и д.р. | В течение года | Учитель – предметник | Валеологическая грамотность учащихся | |||
6. Контроль (в конкурсной форме) за выполнением норм самообслуживания. | Октябрь, декабрь, март | Ответственный за питание. Заместитель директора по ВР | Высокий уровень самообслуживания учащихся. | |||
7. Контроль за правильным использованием ТСО. | Ноябрь, февраль, май | Заместитель директора по ВР | Соответствие требованиям СанПин. Мониторинг использования ИКТ. | |||
8. Валеологический анализ урока. | Декабрь | Заместитель директора по УВР | Оценка качества урока с позиции валеологической составляющей. | |||
9. Повышение валеологической грамотности учителей: -семинарское занятие «Здоровьесберегающие технологии на уроке», - курсовая подготовка. | Январь По графику | Директор школы, | Валеологическая грамотность педагогов. Высокое качество урока. | |||
10. Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов. | Сентябрь Май | Заместитель директора по УВР | Рабочие программы по предметам составленные в соответствии с валеологическими принципами. | |||
11. Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями. | 1 раз в четверть | Заместитель директора по УВР Руководитель МО | Повсеместное использование индивидуального подхода в задавании домашнего задания. Объем домашнего задания соответствует требованиям СанПин.. | |||
12. Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры. | Систематически | Учитель физической культуры | Организация уроков физической культуры в соответствии с требованиями СанПин. | |||
13. Организация школьных соревнований и участие школьников в городских и региональных спортивных соревнованиях. | По плану | Заместитель директора по ВР. Учителя физической культуры | Стабильные спортивные достижения. | |||
14. Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. | По плану | Заместитель директора по ВР. Классный руководитель. | Расширение кругозора обучающихся, формирование мотивации здорового образа жизни. | |||
15. Работа спортивных секций. | В соответствии с расписанием | Заместитель директора по ВР. Учителя физической культуры. | Пропаганда физической культуры и спорта. Создание условий для занятий физической культурой и спортом на базе ОУ. | |||
10. Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов). | По плану | Классный руководитель | Профилактика травматизма | |||
11.Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса интегрированного ОБЖ. | По плану | |||||
12. Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. | По плану | Инструктор по ТБ и ОТ | ||||
13. Статистика и анализ случаев травматизма в школе. | 1 раз в четверть | Инструктор по технике безопасности. Классный руководитель. | Совершенствование системы профилактики травматизма школьников. | |||
· Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среди обитания.
Этапы | Сроки реализации | Ответственный | Ожидаемый результат |
1. Создание паспорта «Здоровье класса». | Сентябрь-октябрь | Классный руководитель | |
2. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). | Октябрь-март | Заместитель директора по УВР Классный руководитель | Анализ учебной нагрузки. |
3. Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. | Сентябрь-март | Заместитель директора по УВР Заместитель директора по УВР. | Своевременная корректировка рабочих программ по предметам. |
4. Мониторинг уровня здоровья младших школьников: -готовность обучения в школе, - режим дня, - уровень напряженности, - отношение к обучению в школе. | Сентябрь-февраль - май | Заместитель директора по УВР Заместитель директора по ВР. Классные руководители | Оценка динамики изменений уровня здоровья обучающихся. |
5. Мониторинг уровня посещаемости школы (количество пропусков уроков по классам, причины) | 1 раз в четверть | Социальный педагог. Классные руководители | Выявление причин пропусков уроков. Корректировка условий сохранения и укрепления здоровья школьников. |
· Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
Этапы | Сроки реализации | Ответственный | Ожидаемый результат |
1. Плановый медицинский осмотр и диспансеризация учащихся. | По плану ОО | Медицинская сестра школы | Анализ уровня физического здоровья учащихся. |
2. Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов. | Сентябрь-январь | Заместитель директора по АХЧ | Уровень освещенности в соответствии с требованиями СанПин. |
3. Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов. | В течение года | Директор Заместитель директора по УВР | Благоприятный психологический климат в коллективе. |
4. Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация. Контроль за состоянием рабочей мебели. | В течение года | Заместитель директора по АХЧ | Соответствие учебных кабинетов требованиям СанПин. |
5. Плановая диспансеризация. | Октябрь | Медицинская сестра | Своевременная диагностика уровня здоровья педагогов. |
6. Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов). | Ежедневно | Ответственный за организацию питания в школе. Классный руководитель. | Создание условий для получения 3-х разового горячего питания. Качество пищи, рацион соответствует требованиям, предъявляемым к организации питания в ОО. Охват всех младших школьников горячим питанием. Соблюдение питьевого режима для младших школьников. |
7. Соблюдение питьевого режима. | Ежедневно | ||
8. Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации. | По плану диспансеризации | Директор | Результаты мониторинга уровня здоровья педагогов и учащихся, корректировка плана реализации программы. |
9. Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта учебных кабинетов и помещений школы. | Май - август | Директор Заместитель директора по АХЧ | Наличие сертификатов качества строительных материалов, используемых для ремонта помещений школы. |
· Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебную деятельность.
Этапы | Сроки реализации | Ответственный | Ожидаемый результат |
1. Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательной деятельности. | Сентябрь-ноябрь | Заместитель директора по УВР Руководитель МО | Использование современных здоровьесберегающих технологий в организации образовательной деятельности на 1 уровне обучения. |
2. Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по вопросам валеологического воспитания школьников и ОБЖ. | В течение года | Библиотекарь | Создание условий для самообразования педагогов и учащихся. Организация библиотечных занятий. |
3.Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. | В течение года | Заместитель директора по УВР | Использование современных ранее апробированных здоровьесберегающих технологий и методов. |
· Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
Этапы | Сроки реализации | Ответственный | Ожидаемый результат | |
1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового и безопасного образа жизни: организация лекций, конкурсов, проведение дня здоровья, организация агитбригад, проведение интеллектуальные игры по данной тематике. | В течение года | Заместитель директора по УВР, ВР. Классный руководитель. | Формирование у младших школьников навыков в здорового образа жизни. | |
2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в учебных кабинетах, воспитание учащихся личными примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек), публикации на сайте школы, в СМИ.. | В течение года | Заместитель директора по ВР. Классный руководитель. |
Использование возможностей УМК «Перспектива» и «Школа России»