![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое нерефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание является по существу прос- тейшим приемом и состоит в умении внимательно мол- чать, не вмешиваясь в речь собеседника своими заме- чаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это — активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от обстановки в процессе нерефлексивного слушания может быть выражено понимание, одобрение и поддержка. Подчас нерефлексивное слушание — наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает труд- ности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали и не интересуется нашими замечаниями. Проанализируем, что собственно хотел сказать Джим своему руководителю, получив от него неожиданное задание, и как стал реагировать руководитель. Нерефлексивное слушание
ДЖИМ: Но, послушайте! Это задание явно не мое! Это уж слишком! руководитель: Почему Вы всегда жалуетесь? А? дают какие-то особые задания. РУКОВОДИТЕЛЬ: Да-да! Всем известно, что Вы перегружены. А теперь идите и работайте! Такой обмен эмоциональными репликами может мгновенно перерасти в конфликт. А ведь ни Джим, ни руководитель не хотели портить отношений. Отвечая на жалобу Джима саркастическими замечаниями, руководитель не стремится понять, почему тот бурно возражает. Руководитель ошибочно принимает жалобу Джима за вызов его авторитету и заставляет его замолчать. Предположим, что другой руководитель понимает: в конкретной ситуации Джиму нужно излить свои чувства, поэтому он использует прием нерефлексивного слушания. Разговор в этом случае может быть таким: ДЖИМ: Но послушайте! Это задание явно не мое! Это уж слишком! РУКОВОДИТЕЛЬ: Да?!.. ДЖИМ: Да-да! У меня и так масса горящих дел по моей основной работе. руководитель: Это как так? ДЖИМ: Вы же знаете, что два наших регулярных постав- шика прекратили выполнение заказов. Это созда- ло дополнительную работу всем нашим агентам на Западном побережье. Я уже несколько дней работаю до ночи. Поэтому я думаю, что не смогу справиться с новым поручением. РУКОВОДИТЕЛЬ: Да-да. Понимаю Вас... Применение руководителем приема рефлексивного
МИНИМИЗАЦИЯ ОТВЕТОВ (НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО) Обратите внимание, какими краткими были ответы второго руководителя: «Да!», «Это как так?», «Понимаю Вас...» Эти нейтральные, - по существу малозначащие фразы представляют собой те «минимальные» и простейшие ответы, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказаться свободно и непринужденно. Они помогают выразить одобрение, интерес и.понимание. Это — не просто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего. Иногда намек можно понять и из невербального выражения. Например, многое о том, что человек хочет сказать, можно определить по выражению его лица, по его позе или движениям. В таких случаях могут помочь «буферные» фразы типа: «У Вас вид счастливого человека». «Вас что-нибудь беспокоит?» «Вы чем-то встревожены?» «Что-то случилось?» Исследования показали, что простейшая, нейтраль «Да?» «Продолжайте, продолжайте. Это интересно». «Понимаю». «Приятно это слышать». «Можно ли поподробнее?» Эти реплики нейтральны, их иногда называют «открывающими», т. е. такими, которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Такие слова вдохновляют говорящего, снимают напряженность, возникающую из боязни быть непонятым или получить молчаливый отказ, поскольку молчание часто истолковыва- 2—303 »^
|