![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УПРАЖНЕНИЯ. Игра в слушание. Играть можно и одному, но интереснее с кем-нибудь
Игра в слушание. Играть можно и одному, но интереснее с кем-нибудь. Закройте глаза и перечислите все звуки, которые Вы услышите примерно в течение одной минуты. Теперь откройте глаза и сравните Ваши перечни. Вы услышали одинаковые звуки? Есть ли такие звуки, ко-' торые один из Вас услышал, а другой нет? Было ли это результатом внимания, более острого слуха, большей сосредоточенности или избирательности? Это упражнение демонстрирует, что самым необходимым условием эффективного слушания является внимание. Оно также показывает, что мы можем не замечать звуков, пока сознательно не обратим на них внимание. Слушать «всем телом»'. При первой удобной возможности понаблюдайте за двумя собеседниками, задавая себе следующие вопросы: Как собеседники используют язык поз и жестов? Помогают или мешают их позы слушать друг друга? Действительно ли они внимательны друг к другу? Как это можно установить? Отвлекаются ли они от разговора? Поддерживают ли собеседники визуальный контакт? Меняются ли они ролями в моменты, когда они начинают смотреть в глаза друг другу и когда отводят взгляд в сторону? Когда каждый из них смотрит дольше в глаза другому: когда он сам слушает или когда говорит? Пользуются ли собеседники позитивным языком поз и жестов? Стоят ли они друг перед другом в свободных позах? Или со скрещенными руками, или упирают руки в боки? Ваша манера слушать. Это упражнение основано на исследовании пяти видов речевых реакций при общении. Самыми распространенными реакциями являются субъективные, менее распространенными — рассудительные, одобрительные и аналитические реакции и реже всего встречаются реакции взаимопонимания. Как реагируете Вы? Относите ли Вы себя к категории субъективных слушателей, для которых характерны такие заявления: «Это — хорошо» или «Это — плохо»? Часто ли Вы рассуждаете так: «Я знаю, почему Вы сказали это»? Склонны ли Вы к одобрительным реакциям, как, например: «Я Вам сочувствую»? Проявляете ли Вы аналитические реакции, задавая вопросы «когда» или «почему»? Бывают ли у Вас, хотя бы иногда, реакции взаимопонимания, исключающие помехи слушания, рассмотренные в первой главе? Характерно ли Вам предпочтение какого-либо вида реакции? Если да, то какой это вид реакции? Спросите мнение своих друзей по этому вопросу. Наблюдение за беседой мужчин и женщин. Усвоили ли Вы разницу в привычках слушать мужчин и женщин? Чтобы убедиться в этом, проделайте следующее упраж- нение. Будем считать, что «вмешательство» означает начало разговора слушающим' до того, как собеседник закончил говорить, а «возврат» — попытку собеседника восстановить ход мыслей на момент, когда его пере- били. Сначала понаблюдайте разговор двух собеседников одного пола. Затем понаблюдайте беседу двух лиц разного пола. Подсчитайте все случаи «вмешательства» и «возврата» каждого собеседника. Подтверждают ли результаты Ваших наблюдений В какой степени различия стереотипов, слушателей по половому признаку Вы может отнести и к себе? Считаете ли Вы, что часто перебиваете других или склонны возвращаться к началу разговора, когда Вас перебивают? Попытайтесь побольше узнать о своем стиле слушания. Чтобы лучше узнать о своих привычках слушать, полезно также поинтересоваться у других результатами их наблюдения за Вами. Следует помнить, что индивиды любого пола очень отличаются друг от друга манерами слушать, что зависит от многих факторов, включая и 'степень влияния ролевых стереотипов. Кроме того, различия являются результатом разного профессионального опыта, при этом независимо от пола более опытные слушатели обычно те, кто работает с людьми. ГЛАВА
|