Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Барьеры общения
В результате многолетней практики обучения искусству общения доктор Томас Гордон разделил наши ответные суждения на двенадцать категорий. Эти сужде- ния, названные им «барьерами общения», приводятся ниже. Каждый раз, когда мы высказываем эти или подобные суждения, мы создаем трудности в общении. По мере знакомства с классификацией попробуйте вспомнить ситуации, в которых Вы сами или Ваши собеседники сказали нечто подобное, и что Вы чувствовали при этом. 1. Приказ, указание, команда: «Не говорите со мной подобным образом!» 2. Предупреждение, угроза, обещание: «Еще раз повторится — и с Вами все кончено». «Успокойтесь, и я Вас охотно выслушаю». «Вы пожалеете, если сделаете это». 3. Поучение, указание на целесообразность: «Это неправильно». «Вам не следует так поступать». 4. Совет, рекомендация или решение: «Я бы предложил Вам обжаловать это!» «Попробуйте поступить так». 5. Нравоучения, логическая аргументация: «Посмотрите на это иначе»..... «Вам это поручено, значит—это Ваша проблема». «В Вашем возрасте я и такого не имел». 6. Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «То, что Вы сделали, глупо». «Теперь Вы на верном пути». «Я больше не могу спорить с Вами».. «Я ведь предупреждал Вас, что это случится».. - • 7. Похвала, согласие: «Я считаю, что Вы правы». «Это было замечательно». «Мы гордимся Вами», 8. Брань, необоснованные обобщения, '1 унижение: «Ну, хорошо, господин Всезнайка!» «Все женщины одинаковы». 9. Интерпретация, анализ, диагностика: «Вы действительно в это не верите, не так ли?» «Вы говорите это, чтобы только расстроить меня». «Теперь мне понятно, почему Вы это сделали», ч 10. Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка:
«Следующий раз Вы будете чувствовать себя лучше». «Я тоже испытывал такое чувство». «Все делают ошибки». «Мы все поддерживаем Вас». 11. Выяснение, допрос: «Что же Вы сделаете в следующий раз?» 12. Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка: «А что если каждый раз, когда что-либо не получается, бросать заниматься этим?» Эти виды реакции из-за их разрушительного воз- действия на общение иногда называют барьерами слу-шания. Они, как правило, мешают собеседнику и нару- шают ход его мыслей. Большинство из них означает желание изменить ход мыслей или переделать самого собеседника. Эти помехи неизменно заставляют собесед- \ пика прибегать к защите, вызывая раздражение и воз- I мущение. В результате он начинает отстаивать свою т точку зрения или стремиться скрыть свои мысли и чув-! ства, вместе того чтобы раскрыть их перед Вами. " I Ирония заключается в том, что эти помехи мы чаще всего создаем в силу привычки, а не сознательно. Но эффект один и тот же: мы не слышим то, что нам говорят..
|