Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль внимания
Для лучшего запоминания устного сообщения нужно научиться слушать внимательно. Поэтому необходимо понять механизм внимания. Каждое мгновение мы воспринимаем массу различной информации. Зрительные образы, звуки, запахи, прикосновения, вкусы — все это одновременно попадает в наши анализаторы. И как только мы концентрируем внимание на каком-либо конкретном виде этой информации, все другие ее виды блокируются в нашем сознании. Когда мы погружаемся в чтение, то уже меньше воспринимаем окружающие звуки. Но как только раздается телефонный звонок, внимание переключается на слух, и мы уже почти не видим того, что происходит вокруг. Такое избирательное переключение внимания известно как «сенсорное переключение». Самым ярким примером сенсорного переключения является перегрузка одного из анализаторов, что полностью блокирует все другие виды восприятия. 4—309 82. Запоминание услышанного
Изменение диапазона внутри одного анализатора называется избирательным вниманием. Вероятно, Вам случалось бывать на совещаниях или на многолюдных собраниях, где участники пытаются говорить одновременно. Услышать отчетливо, о чем говорят все и каждый, невозможно, в этом случае Вы обычно обращаете внимание на одного человека. Только в этом случае и то после некоторого усилия Вам действительно удается услышать именно те звуки, в которых Вы заинтересова- ны. Избирательность внимания связана конечно, со способностью сосредоточиваться, что блокирует не только избыточную сенсорную информацию, но также и помехи, возникающие в результате отвлечения внимания. А что можно сказать о звуках? Не остаются ли они незамеченными? Видимо, нет. В экспериментах «приглушения», когда в наушники подаются одновременно два разных сообщения, участники должны повторить слова, которые они слышат в одном наушнике. Участники эксперимента повторяют большую часть услышанного материала. Подтверждается и то, что они одновременно запоминают и часть сообщения, услышанного по другому каналу, но запоминают его скорее на уровне слышания, чем слушания. В сообщении, передаваемом во второй наушник, обычно можно различить человеческий голос, определить мужской голос или женский. Можно опознать некоторые другие сигналы. Но участники эксперимента не могут вспомнить содержания сообщения. И все же если сразу после прослушивания попытаться вспомнить неприглушенные слова, то восстанавливается лишь конец сообщения. Это значит, что мы действительно слышим то, к чему не прислушиваемся, но слышим лишь ограниченную часть. Таким образом воспринятая информация запоминается всего на несколько секунд, после чего полностью забывается. Интересным примером «приглушения» является синхронный перевод. Переводчикам приходится слушать, переводить в уме и говорить в одно и то же время. Аналогичное происходит с каждым, кто пытается слушать и писать одновременно. (Попробуйте, к примеру, делать пометки, слушая говорящего.) Он чувствует, что «разрывается», поскольку текущая информация входит в сенсорную систему автоматически, а запоминание и запись только что сказанного требуют более сложной об- работки. А это в свою очередь частично блокирует внимание, обращенное на слушание. Следовательно, прежде чем пытаться запомнить устную информацию, лучше ее точно записать, предварительно убедившись в правильности понимания существа вопроса. Имея дело с простой информацией, как, например, номер телефона, 'обе операции можно делать одновременно, но при усвоении более сложной, информации, касающейся, например, запутанной проблемной ситуации, слушая сообщение, лучше не пытаться делать подробных записей. Если Вы уж начали слушать, то крайне необходимо понимать, что Вы слышите, и верным путем к этому является внимание. Мы усваиваем не просто набор звуков, а фразы, имеющие определенный смысл. Вот почему мы иногда ошибочно слышим то, чего нам не говорят, поскольку фраза звучит как нечто такое, что мы уже слышали ранее. Запоминание услышанного происходит благодаря связи с имеющимися знаниями и прошлым опытом, которую мы устанавливаем в каждой новой ситуации. Вот почему так трудно общаться с незнакомцем или с человеком другой культуры, участвовать в разговоре на новую тему. В этих случаях я мог бы добавить: слушать необхо-димо более внимательно. Известно, что чем лучше мы понимаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем. Это обнаружено в результате многочисленных исследований, подтвердивших, что человек различные виды материала запоминает по-разному. Обычно трудности возникают при запоминании чисел, особенно больших, поскольку числа не имеют никакого собственного значения. Мы значительно лучше запоминаем отрывки из связного повествования. Легче всего запоминаются (и воспроизводятся) краткие, выразительные и созвучные словосочетания, часто используемые в рекламе (поэтому они там и применяются). ' Обычно легко припоминается то, что мы сделали сами, особенно если эго действие или событие вызывало сильные эмоции, поскольку личный опыт для каждого из нас имеет самую большую значимость. Мало услышать сообщение, его еще надо понять, иначе оно попадет в кратковременную память и легко забудется. 84' Запоминание услышанного
Наша память может быть визуальной и слуховой, у специалистов еще нет единого мнения о характере связей между этими видами памяти. Традиционно считается, что зрительная память сильнее и надежней, ведь недаром гласит пословица: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это наблюдение подтверждается результатами исследований, во время которых испытуемым показывали тысячу рисунков лиц и после этого просили опознать предъявленные рисунки, взятые попарно с другими рисунками, которых не показывали ранее. Случаи точного узнавания составили до 90%, что значительно больше, чем в аналогичном эксперименте с числами и именами. В то же время слуховая память человека может быть сильнее тактильной или обонятельной памяти. Зрительные и слуховые впечатления оставляют в памяти разные следы. Припоминание услышанного происходит значительно быстрее, чем увиденного, но это последнее оказывается более устойчивым. Конкретное сообщение лучше запоминается при использовании визуальных средств отображения информации,, тогда как абстрактные идеи и концепции лучше запоминаются на слух. Поэтому конкретные данные, как, например, номера телефонов, имена и т. п., лучше всего просто за-^ • писывать. Однако концепции, принципы и идеи лучше V запоминаются после их обсуждения и усвоения в процессе устного общения. Полезно для облегчения запоминания сочетать визуальные и вербальные образы с оптимальными по объему записями.
|