Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Запоминание услышанного
ки взаимосвязаны, поэтому чем лучше мы запоминаем, тем эффективнее мы воспроизводим, или «вспоминаем», информацию. Важно совершенствовать долговременную память, используя принципы хранения информации, описанные ранее. Повторим наиболее важные из них. Организуйте информацию, поскольку.это — основа хорошей памяти. Этот прием особенно эффективен, если организовать информацию так, чтобы она отвечала Вашим целям,.......... ••.•-.. Осознайте, что именно Вы собираетесь запомнить. Значение этого едва ли можно переоценить, поскольку легче запоминается именно то, что имеет для Вас наибольший смысл. Опирайтесь на контекст ситуации! Контекст является ясным ориентиром, поскольку в нем видны многочисленные ассоциации и связи. Положим, Вас спросят: «Что Вы делали во время отпуска пять лет назад?» Сначала Вы ответите: «Да это смешно! Можно ли помнить такое далекое прошлое?» Но как только Вы начнете восстанавливать жизненную ситуацию того времени, как-то: где Вы были, с кем отдыхали и т. п., Вы удивитесь, как много помните. Это к тому же и самый распространенный метод поиска утерянного предмета: мы вспоминаем, когда он был у нас последний раз, где мы в это время были и что делали, затем мы прослеживаем наши последующие действия, используя в качестве отправной точки контекст нашего поведения. Совершенствуйте свою память; укрепление памяти Почему же подводит память? Причины этого-разнообразные. Когда у Вас, к примеру, какое-то слово вертится на языке, но припомнить его Вы не можете-и обычно пытаетесь схватить это слово, повторяя несколько раз что-либо подобное. Но, пока Вам не удастся случайно наткнуться на нужное, этот искусственный прием припоминания не помогает. Памяти помочь можно, пользуясь зрительными, смысловыми и ситуационными ассоциациями. Когда воспоминания о последнем'событии расходятся с воспоминаниями присутствовавших, то это может быть прежде всего потому, что все участники видели это событие по-разному. Противоречивые показания свидетелей есть результат их различного восприятия. Это — известный в судебной практике факт. Мы часто вспоминаем одно и то же событие по-разному потому, что наша память служит удовлетворению наших по-требностей, желаний и воображения. Это значит, что память дает нам смесь действительного и вымышленна-го в большей мере, чем нам этого хотелось бы. Мы склонны перерабатывать все, что у нас хранится в памяти, так что каждое последующее воспоминание о прошлом становится все более игрой воображения и все менее отражением действительности. Большую роль в работе нашей памяти также играют беспокойство и другие эмоции. Они усиливают тенденцию памяти воспроизводить то, что мы «хотим» припомнить. Однако это справедливо только -тогда, -. когда ситуация нестрессовая. Когда незавершенное дело беспокоит, то это беспокойство блокирует память. Состояние беспокойства также объясняет, почему мы не можем вспомнить, когда. чересчур стараемся. Чем больше мы стараемся, тем «чище» память. В такие моменты лучше всего быстро переключиться на что-нибудь другое, и вскоре или, возможно, на следующий день память, поскольку на нее не оказывается давления, выдаст нам желаемую информацию.- Многие ошибки происходят потому, что мы нисколько не заботимся о том, как запомнить информацию надлежащим образом. Один из руководителей, выведенный из себя на совещании, на котором обсуждение вопросов не принесло никаких конкретных результатов, повысил их эффективность (или уровень слушания), пользуясь следующим простым приемом. Он поручил одно- Запоминание услышанного
му работнику записывать каждый вопрос в ходе его обсуждения. Затем в конце совещания все вопросы, которые требовали принятия необходимых мер, обобщались и против каждого вопроса, указывалась фамилия работника, ответственного за его решение. В результате каждый участник совещания стал запоминать больше из того, что слышал.
|