Научиться слушать лучше может каждый!
Вы судите о людях слишком быстро? Часто ли Вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в Ваших ответах? Какие из них используются Вами чаще всего? Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом в их изменении.
2. Не уходите от ответственности за общение. Пом ните, что в общении участвуют два человека: один — говорит, другой — слушает, причем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно. Когда бы это ни случилось, но если Вам не ясно, о чем говорит собе седник, Вы должны дать ему это понять — или путем постановки уточняющих вопросов, или активным отра жением того, что Вы слышите, и просьбой поправить Вас. Как может кто-нибудь узнать, что Вы его не пони маете, пока Вы сами не скажете об этом?
3. Будьте физически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что Ваша поза и жесты го ворят о том, что Вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечива ет удобное общение обоим. Помните, что говорящий хо чет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.
4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может быть не долго (менее одной минуты), слушание требует созна л/тельной концентрации внимания. Стремитесь свести к
минимуму ситуационные помехи, например телевизор или телефон. Не допускайте «блуждания» мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, может Ваше физическое внимание и речевая активность.
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» — в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства. Например, работник, который говорит: «Я закончил работу с этими письмами», передает иную мысль, чем работник, кото рый говорит: «Слава богу, наконец-то я покончил с этими проклятыми письмами!» Хотя содержание этих сообщений одинаковое, последнее сообщение в отличие от первого выражает еще и чувства. Внимательный ру ководитель, который слушает не только содержание
сообщения работника, но и понимает его чувства, прежде чем дать новое задание, добьется более высокой эффективности общения, чем тот, который просто поручит другую работу.
6. Наблюдайте за невербальными сигналами гово рящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к сло вам, но и к невербальным выражениям. Следите за вы- ражением лица говорящего и за тем, как часто он смот рит на Вас пристально и как он поддерживает с Вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоро стью речи; 'Обратите внимание на то, как близко или как далеко от Вас сидит или стоит говорящий, способ ствуют ли невербальные сигналы усилению речи го ворящего или они противоречат высказываемому сло вами.
7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную
- атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность в общении.
8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что он пы тается сказать.' Эмпатическое общение. означает не только' одобрение говорящего, но позволяет точнее по нять сообщение.
9. Слушайте самого себя. Слушать самого себя осо бенно важно для выработки умения слушать других. Когда Вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет Ваши чувства, вы разите их собеседнику: это прояснит ситуацию и помо жет Вам слушать других лучше.
10. 'Отвечайте на просьбы соответствующими дейст виями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо реально ' ощутимое, например информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие — лучший ответ со-
^беседнику.
Основное внимание в процессе совершенствования Ваших привычек слушать следует уделить, положитель-
|