Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послесловие. Наблюдающийся в настоящее время повышенный инте­рес к проблематике общения не случаен






Наблюдающийся в настоящее время повышенный инте­рес к проблематике общения не случаен. Разработка этой темы определяется не только потребностями теоре­тического характера, но и имеет ярко выраженную прикладную направленность. Раскупая книги, посвя­щенные различным аспектам коммуникативного процес­са и заполняя аудитории лекториев общества «Знание» во время чтения публичных лекций по психологии обще­ния, люди не только стремятся удовлетворить свою любознательность, они ищут ответа на вопросы, которые ставит перед ними их жизнь. Важнейший из них может быть сформулирован, по-видимому, так: как сознательно строить общение с окружающими людьми и сделать это наилучшим образом?

Круг лиц, испытывающих потребность в совершенст­вовании своих коммуникативных навыков, весьма ши­рок. Это те, кто испытывает трудности в организации своего общения с окружением. Это те, для кого обще­ние является частью их профессиональной деятельности: врачи, педагоги, работники сферы обслуживания, соци­альных служб и, конечно же, руководители. Что же' необходимо для установления и поддержания оптималь­ных межличностных отношений в служебной сфере и за ее пределами? Ясно, что для этого надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, кото­рую принято обозначать понятием социально-психологи­ческая или коммуникативная компетентность. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в раз­личных -коммуникативных, ситуациях, уметь выбрать



V

адекватную форму обращения и многое-многое другое. В структуре социально-психологической компетент­ности целесообразно выделить несколько уровней. Стра­тегический уровень представляет собой основные ориен­тации, выражающие отношение к общению как к тако-- вому. Эти ориентации могут быть описаны в виде уста- новок: отношение к общению как к цели или как к средству, ориентация на диалогическое и монологическое общение, ориентация на интимно-личностные или функ­ционально-ролевые отношения и т.п.

На уровне тактики выделяются основные-'правила'ор­ганизации общения. К ним относятся общеизвестные: Ведите разговор в русле интересов собеседника, Под­черкивайте значимость своего собеседника, Будьте ис­кренними в выражении чувств, Не спешите с высказы­ванием оценок, Не давайте непрошенных советов и другие. Стратегия и тактика относительно независимы друг от друга в том смысле, что одному и тому же. пра­вилу могут следовать люди с разными стратегическими ориентациями. Однако столь же верно и утверждение об определяющей роли стратегии в организации такти­ческого рисунка общения. Нередки случаи, когда одно­временно следовать нескольким правилам невозможно, например: нельзя быть искренним и вести разговор в русле интересов собеседника, когда они для нас не пред­ставляют никакой ценности и другие. То, какое прави­ло получит приоритет, и определяется стратегией.

- Стратегический и тактический планы реализуются на уровне «техники». Стремление сознательно следовать избранным ориентациям может остаться не более чем благим намерением, если человек не обладает арсена­лом «технических» приемов, позволяющих реализовать намеченную стратегическую линию. Знание правил само по себе не обеспечивает эффективной коммуникации, необходимо владение соответствующими коммуникатив­ными приемами. Адресованные широкой читательской аудитории книги «про общение» (такие как «Искусство быть другим» В. Леви, «Лицом к лицу» А. Добровича) уделяют основное внимание стратегическому и в опре­деленной мере тактическому компонентам общения, лишь вскользь касаясь собственно его «техники».

Предложенная советскому читателю переводная кни­га И. Атватера посвящена казалось бы узкому вопро­су — совершенствованию умений слушать. Однако, это


не совсем так. Обсуждая способы формирования на­выков эффективного слушания, автор затрагивает широ­кий спектр проблем, связанных с пониманием сущности социально-психологической компетентности и определе- нием путей ее развития. Несмотря на то, что в книге основное внимание уделяется «технической» стороне общения, а именно — изложению некоторых приемов слу­шания, автор не уходит от обсуждения вопросов более широкого плана: анализу тех компонентов личностной сферы, которые влияют на построение адекватных меж­личностных отношений. Автор подчеркивает, что исполь­зование эффективных приемов само по себе не приведет к успеху, если не будут сформированы соответствующие установки в сфере общения.

И все же основное достоинство книги в том, что она освещает именно «техническую» сторону общения. От­бор материала и изложение отдельных приемов произ­ведено со знанием дела. Автор не только хорошо знаком с соответствующей литературой, но и обладает богатым опытом практической работы по обучению навыкам эффективного общения. Нет нужды пересказывать или комментировать основные положения книги. Она гово­рит сама за себя. Стоит сделать лишь несколько уточне­ний, касающихся использования отдельных приемов. Применение такого приема, как, например, перефрази­ рование, особенно эффективно, когда он применяется в ситуациях, имеющих особую значимость для собеседни­ков. Перефраз в таком случае.выполняет функции, ана­логичные функциям логического ударения в речи, и со­ответственно обеспечивает смысловое структурирование процесса коммуникации. Использование некоторых при­емов невербального общения, таких, как жест и мимика, имеет смысл лишь при условии установления система­тического визуального контакта, а это может иметь место далеко не всегда.

Следует обратить внимание на рекомендуемую ав- тором последовательность в работе по приобретению коммуникативных навыков. Почти всегда дается совет начинать работу с наблюдения особенностей общения других. И это не случайно. Дело в том, что попытки овладения каким-либо навыком путем включения от­дельных приемов в сложившийся стиль общения не при­водит к успеху из-за отсутствия каких-либо опор в памя­ти, которые могли бы в нужный момент подсказать пра-



вильное поведение. Понимание смысла приема еще tic дает возможности увязать его с контекстом повседнев­ного общения и поэтому о нем «забывают». Как раз здесь и может помочь наблюдение за общением окружаю­щих— конкретные коммуникативные ситуации увязыва­ются с приемами, что в дальнейшем облегчает их само­стоятельное использование.

Можно отметить и то, что в книге подробно описы­вается «техника», но не всегда обозначаются сферы ее применения. Так, например, совсем не говорится о тех функциях, которые выполняют некоторые приемы реф­лексивного слушания в процессе проведения производ­ственного совещания. Так, например, перефразирование весьма эффективно для регулирования ритма беседы. Резюмирование основных положений проблемы, выдви­нутых при ее обсуждении, позволяет дать емкое пред­ставление о системе позиций участников обсуждения и делает дальнейшую дискуссию более целенаправленной. Автор не связывает себя с какой-то определенной теоретической концепцией, руководствуясь, по-видимому, принципом, — привлекает то, что дает положительный эффект. На содержание изложенных приемов нерефлек­сивного слушания оказала влияние гуманистическая психология, точнее, разработанная одним из ее видней­ших представителей Карлом Роджерсом «терапевти­ческая техника», «центрированная на клиенте». Теорети­ческие взгляды этой школы угадываются и в рассужде­ниях автора об установках слушания. В то же время изложение приемов невербального общения проведено в русле традиций поведенческой психологии. Проблема запоминания трактуется в основном с позиций когнити- визма — психологической школы, рассматривающей познавательные процессы как переработку информации. Отсутствие четкой теоретической платформы созда­ет некоторую разноплановость и пестроту в представле­нии материала. Автору не всегда удается связать раз­личные линии изложения, и даже в тех случаях, когда для этого предоставляются хорошие возможности. Так, при обсуждении приемов запоминания услышанного, автор не упомянул, что приемы рефлексивного слушания (перефразирование и резюмирование) могут с успехом применяться и для улучшения запоминания информа­ции. Можно выразить сожаление, что автор не знаком с работами советских психологов, показавших зависи-


 

 

Лослеслоаие

111

мость успешности запоминания от способов освоения запоминаемого материала. Изложение этой темы су­щественно обогатилось, если бы были привлечены ре­зультаты и этих исследований.

В заключение стоит задаться вопросом: в какой сте­пени знакомство с подобными руководствами и выполне­ние рекомендуемых упражнений может способствовать совершенствованию социально-психологической компе-тенции? Не означает ли тренировка навыков общения в одиночку примерно то же, что и обучение плаванию на берегу? Практикуемые в настоящее время методы совершенствования коммуникативной компетентности осваиваются как правило на групповых занятиях1, то есть в контексте взаимного общения, что позволяет устанавливать обратную связь, с помощью которой обу­чаемые могут вовремя исправить свои ошибки. Можно ли добиться такой же эффективности при сугубо инди­видуальной работе? По-видимому, только до определен­ного предела. И все же обучение плаванию нередко на­чинается на берегу! Читателям, решившимся взяться за нелегкую работу по повышению своего коммуникативно­го потенциала, можно пожелать побольше удач и по­меньше разочарований.

Ю. М. Жуков, кандидат психологических наук

1 Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал