Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация истории Церкви
Периодизация церкви формируется в историографии. История церкви восприняла античную традицию и стала формироваться как среднее между научной литературой и мемуарами. С Евсевия Порфийского складывается традиция церковной историографии (14 век). Критерий периодизации - богословские истины, вызов церкви в виде появления тех или иных вопросов и духовный ответ на него. Попытка осмысления собственно истории в рамках Богоявления (Лиза, бодро вспоминаем М. Элиаде) – идея блаж. Августина. Основные споры были связаны с тем, в включать ли в периодизацию историю еврейского народа (в результате решили, что это будет как бы вводная глава к истории церкви) и время Христа и апостолов (В.В.Болотов, наиболее известный из русских историков церкви, например, не включал) Периодизации церковной истории. Варианты.
- Эра Отца: Сотворение мира (существование предтечей церкви, но еще не церковная история) - Крещение Христа - Эра сына: Боговоплощение – 1260 год -Эра св. Духа. 1260 – по Апокалипсис Иоахим возвращает Апокалипсис в реальную историю. Первые христиане ждали второго пришествия со дня на день, не воспринимают жизнь мира, отрицают ее, а позднее община учится жить в миру по Завету. Иоахим видит историю в постепенном приближении к богообщению. Католическая церковь принадлежит только ко второй эре, а позже явится новая церковь. Признан еретиком.
Попытка изучения истории церкви. Собирание всего основного материала. Впервые попытка исторической критики источников. Попытка протестантского осмысления. Соответственно протестантская церковь показана как новый этап развития Церкви. Вывод в плане периодизации: каждые сто лет в церкви возникало новое качество, обозначавшее новый этап церковной истории.
Периодизация тоже по столетиям, но уже в интересах католической церкви, то есть скорее протестантизм представлен как вызов, а ответ католиков – как ответ Церкви.
- Церковь основана. первые три века христианства. мало что известно. - 4 век(313 - эдикт К. о веротерпимости)-5 века. Название: Церковь наслаждается свободой. Развитие церкви по внутренним законам, несмотря на влияние императора. Период богословских споров. Возникает монашество. -7-10 века. Церковь погружается во мрак. Внимание на востоке императоров к церковному развитию, попытка воздействия императоров на Церковь. На западе светские власти прямо вмешиваются в жизнь церкви. Вассалитет высшего духовенства от светских властей. Распространение императорской инвеституры. Инвеститура- назначение епископов императором, а папа только одобрял. -11-15 века. Церковь стенает и печалуется. Борьба за инвеституру. Папа - уже не пастырь, а светский гуманист, то есть речь идет уже не о богословских спорах, а культурных и социальных. В церковных низах возникает протест, выражающейся в нищем монашестве.(протестантская точка зрения). Однако на уровне нищенствующего монашества возникают предпосылки обновления. - 16 век - Церковь обновляется. Появление протестантизма. Но это уже нельзя с полной уверенностью назвать церковью, так как нет единства и апостольского преемства. · Существуют и иные периодизации. Так, Евграф Иванович Смирнов в своей книге, удостоенной в 1873 г. полной Макариевской премии, предлагает делить историю Церкви на 4 периода, а именно:
· Александр Леонидович Дворкин в своем лекционном курсе делит историю Церкви на периоды: 1. становления Церкви (до Константина Великого); 2. эпоху Вселенских соборов (до 754 г.); 3. византийский период (до падения Константинополя и турецких завоеваний на Востоке); 4. послевизантийский период.
- рубеж новой эры - 313. Духовное единство церкви. Отделение апокрифической литературы и выделение ядра христианской литературы - канон. Критерий выделения канона - 1) историческое соответствие 2) боговдохновенность, т.е. нет противоречий с основами учения Христова и есть мистическое содержание, помимо обыденных рассказов. Физическая дискретность церкви - существование в виде отдельных, но связанных островков в языческом окружении. Диптих - поминовение епископов других церковных общин. - 313-1054. Период вселенской церкви, когда создается внешнее единство, церковь распространяется на империю и претендует на распространение на всю вселенную. После этого распад, хотя монофизиты отделились после 4 всел. собора. - 1054-1515. Предпосылки догматического разрыва между восточной и западной церквями. Тридентский собор - католики приняли теорию догматического развития, дополнение учения Отцов Церкви. 1 Ватиканский собор - догмат о папской непогрешимости. - 1515 - 1899. Период разделенной церкви. Католики остаются едиными, протестанты отделяются и разделяются. Протестанты - Великобритания, Германия, США. - 1899 - сегодняшнее время. Глобализация церкви в смысле секуляризации церкви, подстраивание церкви под жизнь мира. В частности, появляется икуменическая идея – идея глобальной церкви без догматического единства при богослужебном единстве. Католики придерживаются догматов, поэтому ни один католический епископ не входит в икуменический совет. Икуменический совет церквей – формально православные входят, но православные фундаменталисты против этого.
|