Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тринитарные споры и их решение на I и II Вселенских соборах
Христианство – первая философская религия, поэтому, в частности, в его среде возникли столько ересей. Философские споры начинаются очень рано фактически с самого возникновения. Например, то, что касается понимания места избранного народа и Закона после воскресения Христа. Первые философы. Первый христианский философ – апостол и евангелист Иоанн Богослов, так как его Евангелие начинается с философского постулата: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Особенность христианства как религии фомулируется в Евангелии: религия у древних – закон, то есть главное – соблюдать обряды, а не верить, а в христианстве впервые появляется феномен веры как основы религии, то есть спасение зиждется на вере, из этого вытекает необходимость в убеждении. При этом ключевой момент веры – свобода, человек сам выбирает, во что он верит. Еретик – изначально тот, кто думает по-другому. Первые методы борьбы – как раз переубеждение, а не физическое наказание и уничтожение. Еретики появляются как следствие первых попыток осмысления учения Христа, поэтому они не имеют никаких особых целей, кроме как найти истину, поэтому их можно переубедить. Вера в авторитет и вера большинства лежит поначалу в основе решения, мало что можно проверить на практике. Авторитет, или Auctoritas – качество некого центра, который вызывает доверие. Христианство - экзотерическая (открытая для всех) религия, что ведет к очень разным трактовкам. Интеллектуальное осмысление духовной реальности лежит в основе христианского познания. Причина: Многие язычники и иудеи, становясь частью Церкви, не могли до конца оставить своих верований, что привело к искаженному пониманию Писания через призму старых взглядов. помимо проблемы разных трактовок Писания и появления множества апокрифических текстов, одна из главных причин появления ересей (в принципе, есть даже точка зрения, что большинство ересей откололись по этой причине) – неточность передачи смысла словами из разных языков. С распространением христианского учения возникает проблема переводов античных текстов, так как при переводе с греческого смысл меняется. А точность смысла очень важна (сравни: единосущный и подобосущный, лицо и ипостась), так как слово является отражением духовной реальности в материальном мире. Эволюция борьбы в церкви: Арианские споры привели к началу процесса слияния церкви и государства. Изначально истина устанавливается в разговоре и молитве при собрании авторитетных учителей Церкви (Апостольский собор), но со временем смысл и методы поиска истины меняются. Во-первых, что касается цели споров. Став христианином, император Константин мечтает о единой вселенской церкви, которая соединиться в симфонии с вселенской империй и таким образом на земле будет установлен прообраз Царствия Небесного, он оказывает благодеяния (особенно финансовые) христианам, но тут выясняется, что часть христиан в расколе с Церковью. Поэтому его задачей становится объединение Церкви. Однако как светский человек, он привык решать вопросы определенными методами, он созывает собор для того решения, которое ему нужно (Никея, 325). То есть цель собора не столько выявить правду, сколько добиться объединения любым способом, поэтому, если сначала Ария пытались вернуть в лоно Церкви, то, когда стало понятно, что переубедить его не удастся, император применил насильственные меры и отправил Ария в ссылку. Таким образом, ему пришлось вмешаться во внутренние дела христиан, а это было главной ошибкой, так как решающим фактором в богословских спорах становится не поиск истины в спорах, а сила власти. Это привело со временем к проблеме примата власти в государстве. Тринитарные споры. Уже во втором веке, судя по всему, появляется необходимость как-то объяснять как Бог может быть един в трех лицах. Христианские апологеты (защитники христианства перед империей) пытаются перевести эту истину в философскую категорию «Логос»: Сын – воплощение Слова Отца, которым он творит мир. Но это не стало исчерпывающим объяснением, «логос» для античных философов не является самостоятельным началом, а носит инструментальный, промежуточный характер. Серьезным препятствием иные трактовки Троицы становятся в 3-4 веках. Есть теория, что на самом деле они как раз связаны только с невозможностью точного перевода текстов и недопониманием сторон друг друга. Например, в Антиохии священство говорит на греческом, простые люди на сирийском, притом что изначально евангельские рассказы о Христе были на арамейком (перевод на греческий – Септуагинта, перевод на латынь – Вульгата появляются чуть позже). Было несколько ярких лидеров, предложивших свои толкования сущности Троицы, наиболее серьезным врагом Церкви стал, конечно, Арий.
|