Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба за папскую теократию и Авиньонское пленение пап. Централизация папской власти
После расцвета Церкви и появления орденов в 13 веке намечается кризис, которому способствовали даже нищенствующие монахи, так как, будучи подчинены прямо Папе, они угрожали в глазах епископов власти поместной церковной организации, то есть тем же епископам. Распространяется инквизиция как ответ на появление внутреннего свободомыслия, ее поручают францисканцам и доминиканцам. Получают известность эсхатологические учения на основе учения Иоахима Флорского. Император увидел в появлении апокалиптических течений возможность противостояния Риму и поддержал движение францисканцев-спиритуалистов, выступивших против официальной Церкви во имя идеала абсолютной бедности. В конце XIII века положение усложнилось. Раздраженный королем Франции Филиппом Красивым, папа Бонифаций VIII (1294—1303) составил документ, вновь с крайней суровостью утверждавший теократию. Булла Unam Sanctam 1302 года основывалась на идее единства христианского мира, представленного одним главой, «а не двумя, как у монстра». Даже в области светских дел Папа обладает первенством, «если земная власть заблуждается». Рубеж ХIII—XIV веков был отмечен гегемонией Папства. В 1300 году в Рим хлынула огромное количество паломников, так что Бонифаций VIII объявил 1300 год Святым Годом — Юбилеем, с полным отпущением всех простительных грехов Усиление светской власти. Три года спустя конфликт папы с Филиппом Красивым получил продолжение: французские королевские юристы, выступили против теократии, которую защищал Бонифаций VIII. Советник Филиппа Гильом де Ногаре, вступив в союз с римской семьей Колонна (одна из семей, из которых выходили Папы несколько раз), 7 сентября 1303 года нанес папе оскорбление в его замке в Ананьи, взяв его под арест. Бонифаций отверг предложение отдаться «под покровительство короля Франции», напротив, он даже готовился отлучить Филиппа Красивого от Церкви. Филипп предполагал подвергнуть папу суду. Но месяц спустя папа скончался. После семимесячного понтификата Бенедикта XI кардиналы избрали архиепископа Бордоского Бертрана де Го новым Папой под именем Климента V (1305-1314). С 1309 г. Папа Климент обосновался в Авиньоне — папском анклаве в Провансе, отделенном от Франции только руслом реки Роны. Папский престол оставался здесь с 1309 по 1376 г., это был не первый опыт пребывания папского престола вне Рима, но ни разу настолько долго. В этот период папство действительно попало власть французских королей и выбирались, как правило, из французов. Договор Папы и короля. Вьеннский конкордат. Климент V согласился запретить орден тамплиеров, собственность которого Филипп IV хотел употребить на покрытие расходов, связанных с войной против Англии, а взамен Филипп согласился снять свои обвинения против Бонифация VIII. Климент созвал общецерковный собор, три сессии которого состоялись во Вьенне в 1311 - 1312. Актов Собора почти не сохранилось, но известно, что были приняты постановления относительно распущенности духовенства, а также Папа отдал орден тамплиеров в руки короля. Орден был разгромлен, его магистр сожжен. Пребывание Пап в Авиньоне трактовалось и соображениями безопасности, так как в Италии начались внутренние войны и восстания, с которыми Папа пытался бороться войсками и отлучениями. Урбан 5 в 1367 вернулся в Рим после того, как кардинал Альборноса навел там порядок, но, как только Альборноса умер, ему пришлось снова бежать в Авиньон.
|