Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Галликанизм. Отмена Нантского эдикта






Галликанизм – идея автономии французской Церкви от Рима и ее зависимости от французского короля. Первой свои претензии на распоряжение Церковью выразила Франция. Именно Франция больше всего преуспела Средние века в борьбе с папством: в 14 веке французские короли 68 лет удерживали Пап в Авиньоне, возникла идея примата королевской власти над папской, она открыто поддерживалась Парижским

университетом и, в конце концов, логически завершилась триумфом

1415 года, когда на соборе в Констанце было провозглашено главенства

Собора над папой. Эту идею можно назвать теологическим галликанизмом

Столетие спустя этот принцип нашел выражение в навязанном в

1516 году Святому Престолу французским королем Франциском I (1494—

1547) Конкордате, который регулировал отношения французской

монархии с Римом вплоть до революции. Это можно отнести к политическому галликанизму.

Папы были осторожны в своей политике по отношению к Франции, чтобы не допустить раскола, так, например, во Франции действовали решения догматические, но не экклезиологические, то есть сама Церковь и ее устройство не изменилась.

 

В XVII веке теологический галликанизм получил новое выражение

в работе Эдмона Рише (+1631) «О церковной и политической власти»,

которая была опубликована в 1611 году и имела большой резонанс. Он выдвинул тезис о том, что любой рукоположенный в священнический сан может проповедовать и трактовать Писание. Это противоречило не только типично римской мысли, что только Папа обладает таким правом, но и галликанизму с его идеей епископов-учителей веры..

 

Конфликт между королем и Папой назревает при наиболее могущественном правителе Франции – Людовике 14. Речь шла о бенефициях (назначении епископов). Согласно Конкордату король имел влать над епископами, как и Папа, но бывший в тот момент Папа Иннокентий 11 пытался этому воспрепятствовать и отказался утверждать в должности епископов, назначенных королем. Но епископат Франции поддержал короля.

Конфликт достиг кульминации во время созванной в октябре 1681 г. ассамблеи духовенства Франции, на которой была принята «четырехстатейная» декларация, вдохновленная Жаком Боссюэ (1627—1704). Помимо утверждения привилегий Церкви Франции, в ней развивалась галликанская экклезиология, которая, признавая прямое и непосредственное божественное происхождение монархической власти, отрицала папскую доктрину, настаивающую на примате духовного над светским. Король повелел присовокупить эту декларацию к законам государства.

Однако галликанизм не был настроен на разрыв с Римом, хотя бы потому что за Римом стояло христианское предание и апостольская преемственность, которой у государства не могло быть. Поэтому, как только на папском престоле оказался более уступчивый Иннокентий 12, Людовик примирился с Папой. В ответ Иннокентий согласился на замещение 30 епископов на ставленников короля. На практике работала декларация 1682 года.

Необходимость Франции опираться на апостольский авторитет Рима в вопросах догматики особенно в условиях борьбы с янсенистами (см. след. билет) и стремление следующего Папы Климента 11, подтвердившего своим указом примат духовной власти над светской, к прежним порядкам привело к тому, что, несмотря на все движения внутри Церкви, Франция оставалась страной католической. В 1685 году был отменен Нантский эдикт, изданный Генрихом 4 в 1598. Его суть заключалась в том, что протестантам на территории Франции давались гарантии свободного отправления их служб, они были назначены на военные должности. Кардинал Ришелье смог убедить короля, что Франция должна быть верной католичеству, в результате в 85 году эдикт отменили. Единство нации и веры на тот момент действительно становится довольно важным, так как обеспечивает существование абсолютной монархии.

Новый подъем галликанизма произойдет в среде буржуа и юристов в конце 18 века.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал