Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный абсолютизм и его значение для церковной организации.






Церковь и вызов абсолютизма. В 16-17 веке европейский порядок базировался на понятии «чья власть-того и вера», несмотря на то, что эта формула появилась позднее, но впервые этот порядок был провозглашен заключенном Карлом 5 с немецкими курфюстами (т.е. католиком и протестантами) Аугсбургском мире 1555 года.После Тридцатилетней войны Вестфальский мир (1648), основанный на том же принципе, закрепил позиции кальвинизма. Вера оказывается напрямую зависима от власти. Власть уже не просто стоит над Папой, но замещает его на своей территории.

Государственный абсолютизм. Начиная с XIV—XV веков

происходит постепенное развитие теории государства. Государство в его

международном измерении рассматривается целым рядом мыслителей,

от испанского доминиканца Витория (+1546) до голландского протестанта Гуго Гроция (1583—1645), одного из создателей международного права (Jus gentium). Безусловно, они остаются верны естественному нраву, но при этом подчеркивают суверенитет каждой

национальной общности. На фоне усиливающегося значения государства и национальности увеличивается и влияние государя. Абсолютный монарх – идеал эпохи абсолютизма, его власть охватывает все государство, в частности, и Церковь.

Одним из первых воплощений абсолютизма является загадочная личность Филиппа II, короля Испании с 1556 года. Он выступал как защитник католичества, которому старался обеспечить победу в Англии: сначала, с 1554 года, посредством своего брака с Марией

Тюдор, а после ее смерти в 1558 году – военной силой, вплоть до поражения Армады в 1588 году. Его политика в Нидерландах встретила ожесточенное сопротивление.

Именно в Испании Филипп II создал эффективное управление, ориентированное на сохранение католической веры и опирающееся на сложную административную систему.

По-настоящему достигает полноты своего развития абсолютизм уже в 17 веке.

Первая половина века — эпоха волнений и даже революций. После смерти кардинала Мазарини в 1661 году вокруг личности короля Людовика XIV складывается европейский тип абсолютной монархии; это – своего рода вершина абсолютизма.

Затем наступает «кризис европейского сознания», первые признаки

которого появляются в 1670-е годы; этот кризис углубляется, по мнению

историка этой эпохи Поля Азара, в период с 1680 по 1715 год (год

смерти Людовика XIV).

 

 

Что касается философии власти период абсолютизма, то ее формируют Жан Борден («Республика») и Томас Гоббс («Левиафан»), им принадлежат идеи о том, что государство – лучший выразитель государственных интересов и единственный защитник от хаоса. Об отношениях папства и светской власти с позиций абсолютистов писал Уильям Барклай из Абердина, который в 1600 году в работе «О царстве и царской власти» защищал божественное право королей и отказывал Папам в претензиях на какую-либо светскую власть.

 

Таким образом, государство в XVII веке оказывается соотнесенным

с множеством понятий, которые фактически являются от него

независимыми. Государство совпадает с нацией, отечеством, короной

или властью. Постепенно государственной становится и экономика (меркантилизм, монополии). Поэтому неудивительно, что в первой половине XVII столетия мы

видим столько сопротивления, сколько восстаний, взрывов возмущения

против установления абсолютистского порядка. Политико-конфессиональные конфликты сменяют друг друга: Тридцатилетняя война (1618—1648), которая закончилась разделением всей Европы; революция Оливера Кромвеля 1645 года, совершенная во

имя пресвитерианского республиканизма, которая казнила в 1649 году

короля Карла I; Фронда — своего рода гражданская война элит во Франции в

1648—1653 годах.

Как только эти конфликты были разрешены или сведены к минимуму, в Европе установился абсолютизм, что имело тяжелые последствия для Церкви, которая должна была найти себе место рядом с институтом государства, по определению не терпящим соперников.

 

Последствия абсолютизма для Церкви: От

государства, которое включает в себя все формы политической и социальной власти, было абсолютно логично ожидать такого же отношения к Церкви.

Это и произошло в XVI веке в протестантских княжествах и в англиканском регионе, где выступает со своими идеями Ричард Хукер, сочетающий теологию с политической философией и попытавшийся примирить идеи о священстве и верховной власти короля над Церковью. Апофеоз, конечно, в Англии, где король – официальный глава Церкви и определитель ее доктрин, начиная с Генриха 8 («Акт о супрематии» (1534)), а дела Церкви рассматриваются королевским судом.

Феномен национальной Церкви обозначается и во Франции, где он связан с галликанскими требованиями, выдвигаемыми Святому Престолу (французское государство починяет себе французский епископат).

Государство постепенно будет бюрократизировать Церковь и косвенно порабощать ее посредством назначения епископов, вмешательства в таинства и внутреннюю жизнь Церкви (например, обязательным было разглашение исповеди, которая содержала грехи против государства, несмотря на тайну исповеди), потом произвольной секуляризацией церковных земель. Однако власть надолго еще оставит в церковной компетенции то, что сегодня мы относим к государственной сфере: социальную помощь и образование.

(подробнее смотри в следующих билетах про галликанизм, янсенизм, место Папы в Церкви и отмену Нантского эдикта)

Ответы на вызовы абсолютизма в 17 веке. Ответ Церкви был и отрицательный, и положительный. К первому можно отнести, например, дело Галилея 1633 года, в котором явно просматривается реакция Церкви на абсолютизм мышления (интересно, что в новое время доказательные доводы Галилея признали неверными, но при этом Церковь принесла покаяние и признала его пророческую мысль относительно понимания Писания и науки).

Положительный ответ заключался в искусстве, отразившем реальность и земную, и духовную. Это картины Рубенса, Рембрандта, Пуссена. А также в деятельности католических святых уравновешенных мистических школ или деятелей милосердия: Францизск Сальский, иезуиты Игнатия Лойолы и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал