Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Апрель, 1-2 неделя
«Узнай птичку по голосу» Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание и слуховую память; различать птичьи голоса в записи: чириканье воробья, карканье вороны, стук дятла; знать и понимать названия птиц: воробей, ворона, дятел; понимать и употреблять в речи глагольные формы «чирикает», «каркает», «стучит». Оснащение: записи пения птиц. Ход игры: прочтите стихотворение: Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели:
(включите магнитофон — запись чириканья воробья) (покажите картинку, изображающую воробья. Вновь включите магнитофон — запись карканья вороны) (покажите картинку с изображением вороны) Ребенок слушает одну из записей, показывает соответствующую картинку и называет птицу. Усложнение: если ребенок справляется с этим заданием, можно добавить звучание стука дятла. АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Шлеп-шлеп» Чему учится ребенок: совершенствовать слуховую память, внимание; расширять понятийный и активный словари; понимать и употреблять в активной речи предложные конструкции с предлогом «по»: «по луже», «по дорожке», «по травке». Ход игры: игра проводится на прогулке. Прочтите рифмовку: На дорогах лужи, Ну а мы не тужим. Наденем на ножки Новые сапожки. По водичке: шлеп-шлеп. Походите по водичке. Вот так. (ходите по мелкой луже) По дорожке: топ-топ. Походите по дорожке. Вот так. (ходите по песчаной дорожке) Да по травке: хоп-хоп. Походите по травке. Вот так. (ходите по траве) Ребенок ходит по мелкой луже, по дорожке, по травке, останавливается около вас. Скажите: Глазки закрывайте, (ребенок закрывает глаза, слушает производимые при Ну-ка, угадайте звуки: ходьбе звуки, определяет, по чему вы ходите, называя: МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Хитрая ложечка» Чему учится ребенок: различать неречевые звуки: удары ложкой по фаянсу, стеклу, металлу; понимать и употреблять в активной речи существительные, обозначающие предметы посуды: тарелка, ложка, чашка (стакан); понимать и употреблять в речи предложные конструкции с предлогом «по». Оснащение: предметы посуды. Ход игры: поставьте перед ребенком предметы посуды: тарелку (фаянсовую), ложку (металлическую), чашку (стеклянную) и назовите каждый предмет. Попросите детей показать предметы, спросите: «Что это?» Поставьте рядом с каждым предметом такой же, но меньшего размера. Скажите: «Это тарелка, а это тарелочка. Это чашка, а это чашечка. Это ложка, а это ложечка. Покажи тарелку, покажи тарелочку. Покажи ложку, покажи ложечку. Покажи чашку, покажи чашечку». Спросите, показывая на большие и маленькие предметы: «Что это?» Будем с ложечкой играть (стучите ложечкой по тарелке: «Это тарелка», И посуду называть. стучите ложечкой по чашке: «Это чашка») Глазки закрывайте, (ребенок закрывает глаза, слушает издаваемые Ну-ка, угадайте, звуки и показывает предметы, посуды, по которым По чему стучит ложечка? стучала ложечка, называя их) Усложнение: если ребенок справляется с заданием, предложите третий предмет — чайник. МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Весной в лесу» Чему учится ребенок: совершенствовать слуховое внимание, развивать умение различать неречевые звуки в записи: шуршание листьев, журчание ручейка, шум дождя; расширять понятийный и активный словари, пользоваться глагольными формами «шелестят», «журчит», «шумит». Оснащение: картинки. Ход игры: прочтите текст и выполните действия по его содержанию: Весна. Поедем в лес. На чем поедем? (покажите несколько картинок с изобра- Вот и приехали. жением видов транспорта. Ребенок выби Сядем в кружок, послушаем, (включите магнитофон, звучит запись про что расскажет нам дедушка-лес. шелеста листьев) Покажите пальчиками, (ребенок выполняет движения пальчиками как они шевелятся на ветру. по показу взрослого) Покажите картинку с изображением дерева с пышной кроной. Вновь включите магнитофон с записью звуков журчащего ручья: Это ручеек журчит (покажите, как бежит ручеек) Поставьте картинку с изображением ручья. В третий раз включите магнитофон с записью шума дождя: Это весенний дождик шумит. (покажите картинку «Дождь») Скорее спрячемся под крышу! (ребенок складывает ладошки домиком над головой) Спросите: Слушайте внимательно, Думайте старательно: Что это? Включите одну из магнитофонных записей. Ребенок слушает, определяет характер звуков, выполняет соответствующее движение: шевелит пальчиками (листики шелестят), бежит (ручеек бежит), складывает ладошки домиком (прячется от дождя). Подкрепите его действия, выставляя соответствующую картинку.
Воспитание речевого слуха — подготовка ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении — перспектива формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодики (темпа, ритма, интонации, силы голоса). Развитый речевой слух — необходимое условие формирования фонематического восприятия. Ребенка раннего возраста учим: 1) слушать и слышать, т. е. реагировать на слово, как на сигнал. Это качество является основой формирования эмоционально-волевой сферы малыша; 2) различать качества человеческого голоса: тембр, силу интонации, темп, ритм, высоту звучания. Раздел состоит из 16 игр, расположенных в порядке усложнения. Каждая игра соответствует единой лексической теме. В процессе проведения игр используем соответствующие картинки, игрушки, выполняем соответствующие движения. ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Пальчик о пальчик» Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Аи!» — убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики. Оснащение: стулья. Ход игры: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу: Пальчик о пальчик: тук-тук-тук! Пальчик о пальчик: тук-тук-тук. Заплясали ручки, заплясали! Заплясали ручки, заплясали. (прячьте руки за спину, ребенок Аи! повторяет движение) После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Аи!» ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Кто ласкает малыша?» Чему учится ребенок: совершенствовать речевой слух: различать тембры голосов членов семьи; называть их. Оснащение: записи голосов и фотографии всей семьи. Ход игры: прочтите потешку, поглаживая ребенка: Ванечка хороший, Ванечка пригожий, Все его ласкают, Цветочком называют. Включите запись голоса мамы: «Ой ты мой сыночек, лазоревый цветочек». Это мама! (покажите фотографию мамы) Включите другую запись — голос папы. Папа читает ту же потешку: Это папа ласкает Ванечку. (поставьте фотографию папы) Умные ушки, угадайте: Кто ласкает Ванечку. Звучит одна из записей. Ребенок слушает, показывает соответствующую фотографию и называет того, чей голос прозвучал. Вариант вступительного стихотворения для девочки: Танечка хорошая, Танечка пригожая, Все ее ласкают, Конфеткой называют. Члены семьи (в записи) произносят слова: Ах ты моя деточка, сладкая конфеточка. Усложнение: если ребенок справляется с заданием, предложите ему третью и четверую записи голосов — бабушки и дедушки. НОЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Умный пальчик» Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие; соотносить слова с игрушками и их изображением. Оснащение: 3-4 игрушки, картинки с их изображением. Ход игры: показывая игрушки, поочередно назовите их: «Это мяч. Это машинка. Это мишка. Раз, два, три! Где мячик? Посмотри!» Ребенок показывает пальчиком, по возможности называя игрушку: «Вот мячик!» Усложнение: на столе располагаются не сами игрушки, а картинки с их изображением. Игра начинается с трех картинок, а затем их количество увеличивается до пяти-шести. НОЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Соберем овощи (фрукты)» (см. Приложение 2, с. 133) Чему учится ребенок: совершенствовать слухозрительное восприятие: узнавать названные овощи (фрукты) по муляжам и картинкам; понимать и употреблять существительные, обозначающие овощи (фрукты); понимать значение предлога «в», предложную конструкцию «в корзинку». Оснащение: 3-4 муляжа, изображающих овощи (фрукты), картинки с их изображением, корзинка. Ход игры: скажите: «Это огурец, это помидор, это капуста»: Раз, два, три, Где капуста? Посмотри! Ребенок показывает пальчиком на капусту, по возможности произнося: «Вот капуста!» Попросите ребенка: «Положи капусту в корзинку». Ребенок кладет муляж в корзинку. Затем ребенок находит и остальные предложенные овощи и складывает их в корзинку. Скажите: «Собрали овощи в корзинку». Усложнение: в игре используются не муляжи овощей, а картинки с их изображением. Количество картинок увеличивается от трех до пяти-шести. Найденные изображения складываются в коробочку. Обязательно произнесите: «Собрали овощи!» По этой же схеме проводится игра с муляжами или картинками, изображающими фрукты. ДЕКАБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Теремок» Чему учится ребенок: развивать слухозрительное узнавание со зрительной опорой; соотносить звукоподражания с соответствующими животными. Оснащение: игрушки — домашние животные, наборное полотно с их изображением. Ход игры: прочтите стихотворение, складывая поднятые над головой ладони домиком: Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Крепко заперты ворота, Но стучит в ворота кто-то. Кто стучится, не пойму? — Му-му-му! (ребенок повторяет движения руками и звукоподражание) Кто постучал в теремок? (ребенок находит игрушку (корову), затем соответствующее изображение, по возможности называя животное) Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Крепко заперты ворота, Но стучит в ворота кто-то. — Открывайте двери мне! Ме-ме-ме! (ребенок определяет, кто стучал в дверь, нахо- дит соответствующие игрушку и изображение) Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Крепко заперты ворота, Но стучит в ворота кто-то. — У меня веселый нрав! Гав-гав-гав! (действия ребенка повторяются) Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Крепко заперты ворота, Но стучит в ворота кто-то. — Буду верно вам служить, Их поймала я немало. Мяу-мяу-мяу! Стоит в поле теремок, (предложите ребенку еще одно животное — Он не низок, не высок. лошадь) Крепко заперты ворота, Но стучит в ворота кто-то. — Я скачу легко-легко. Усложнение: вначале произнесите звукоподражания так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, а в дальнейшем закрывайте рот экраном. ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Наряжаем елочку» Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание; понимать и употреблять существительные, обозначающие елочные игрушки. Оснащение: искусственная елочка и корзиночка с елочными игрушками. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение: Елочка-красавица выросла в лесу. И на каждой веточке шишки на весу. Елочку-красавицу привезли домой. Елочку-красавицу нарядим с тобой. Вынимайте игрушки из корзиночки, поочередно показывая и называя их: «Это шарик. Это звездочка», и т. д. Попросите ребенка: «Повесь на елочку шарик, звездочку...» Сначала говорите так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, а затем называйте елочные игрушки из-за экрана. ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Дорожки» (см. Приложение 2, с. 134) Чему учится ребенок: развивать речевой слух: различать длинные и короткие звуки, воспроизводимые голосом; понимать и употреблять прилагательные «длинная», «короткая». Оснащение: картинка с изображением детей, бегущих к маме по длинной и короткой дорожкам. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение: Снег, снег кружится, Замело всю улицу. Мы метелочки возьмем И дорожку разметем. Побежали по дорожке, Ох, устали наши ножки. Вот какая длинная дорожка: А-а-а-а-а. {произносите звук «а» долго и проводите пальцем по длинной дорожке) При повторении ребенок присоединяется к долгому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением длинной дорожки. Спросите ребенка: Какая дорожка? — Длинная! (ребенок повторяет: «Длинная») Побежали по дорожке, Не устали наши ножки. Короткая дорожка. А-а (произносите звук «а» коротко и одновремен- но проводите пальцем по короткой дорожке) При повторении ребенок присоединяется к короткому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением короткой дорожки. Спросите: Какая дорожка? — Короткая! (ребенок повторяет: «Короткая») Игра повторяется 2-3 раза, малыш определяет по длине звука длину дорожки и соответственно на вопрос: «Какая дорожка?» отвечает: «Длинная» или «Короткая». Усложнение: произносите гласные за экраном. Ребенок показывает соответствующую.
|