Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины комплекса неполноценности и низкой самооценки






 

Библейские учения и богословские дискуссии о самоуважении лежат в основе многих проблем неполноценности и «я» — концепции. Однако у всякого подопечного можно обнаружить и другие причины его низкой самооценки, в том числе следующие:

1. Ошибочные богословские установки. Как мы убедились, всякий почувствует себя неполноценным, если допустит, что люди ничего не стоят, что после грехопадения они перестали иметь в очах Божьих какое–либо значение и что быть скромным — значит осуждать себя, отвергая заодно все дарования и способности, которые Господь Бог распределил между Своими чадами. Этих представлений придерживаются искренние люди, многие из которых считают (ошибочно), что самоуважение является грехом или что настоящие христиане должны испытывать чувство неполноценности.

К ним относятся и христиане, сторонники богословского метода самораспятия. Согласно этому методу, люди ничего не стоят; наши желания, мысли и индивидуальные способности следует отвергать или «распинать»; мы должны осуждать собственную человеческую природу; и вся наша жизнь должна быть совершенно поглощена помыслами и чувствованиями Христа. Эта точка зрения представляется на первый взгляд одухотворенной, но при этом она отвергает (и, следовательно, подавляет) индивидуальные дарования, способности, личностные особенности и возможности, которые даны каждому из нас Богом и предназначены для служения Ему. Сторонники богословского метода самораспятия не желают понять, что христиане уже были распяты с Христом (в прошлом), и ныне мы суть новое творение в живом общении с Ним. Это не значит, что нам следует быть роботами без индивидуальных способностей и подавлять в себе личность. Наоборот, мы должны верить, что Бог употребит в Своем труде те уникальные различия, которые Он даровал всякому человеку.

В беседе с учениками Иисус однажды сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною»[1102]. Христиане не должны быть себялюбивыми, самодовольными, утверждающими свое «я». Наоборот, нам следует отвергать эгоистичные личные амбиции для жертвенного служения Христу[1103]. Отвергнуть себя — значит «сделать Бога правящим принципом жизни, более того — правящей любовью. Жить в таком самоотречении — значит жить в постоянном согласии с Богом»[1104].

Однако отсюда вовсе не следует, что человеку, который отвергает личные амбиции и отказывается от собственного удовольствия, нужно отвергнуть и дарования, данные Богом. Верующие прощены, приняты в семью Божью и наделены уникальными дарованиями и обязанностями, которые дают им возможность служить Христу и Церкви с большей эффективностью[1105]. Отвергая существование этих дарований, мы занимаемся самообманом, а не самоотречением.

2. Грех и вина. Сотворив человека, Бог предоставил ему стандарты добра и зла — руководящие принципы для жизни в соответствии с Его универсальными законами. Нарушая эти принципы, мы становимся виновными и в результате чувствуем внутреннее раскаяние и разочарование. Это порождает чувство неполноценности и подрывает самоуважение.

3. Прошлый опыт. Неудачи, отвержение и критика тяжело переживаются в обществе, превозносящем успех. Если мы терпим поражения или чувствуем себя ничтожными, легко прийти к такому выводу: «Нет во мне ничего хорошего. Вот как плохо люди думают обо мне. Я все всегда порчу».

Исследователи одного из университетов изучали уровень самоуважения более полутора тысяч человек, среди которых было много евангельских христиан. Никакой разницы в уровне самоуважения верующих и неверующих обнаружено не было; вместе с тем, выявлено существенное различие между людьми, добившимися успеха, и людьми, не реализовавшими себя. Это согласуется с другими научными фактами, согласно которым люди, добивающиеся своих целей в этой жизни, обладают большим самоуважением, чем те, кому не удается добиться успеха в жизни[1106].

Иногда мы терпим поражения не потому, что мы старались, но у нас ничего не вышло, а потому, что другие ничего другого от нас и не ждут. В ситуациях, подобных этой, человеку легко сделать вывод: «Ну, если никто не верит, что я сумею довести это дело до конца, и вряд ли то, что я собираюсь сделать, кому–либо понравится, то надо ли мне приниматься за это?» Если не пытаться, то неудача гарантирована, и уровень самоуважения в дальнейшем снижается еще больше.

4. Отношения отцов и детей. Душепопечители обычно сходятся на том, что самоуважение ребенка формируется в ранние годы[1107]. Вот почему комплекс неполноценности и негативное отношение к себе нередко формируется в условиях семьи.

Большинство родителей непоследовательны в воспитании своих детей и в чувствах к ним. Даже наиболее терпеливый родитель время от времени взрывается в критике или не проявляет любви и тепла. Подобная (незначительная) противоречивость редко вредит детям. Настоящий комплекс неполноценности может возникнуть, когда родители:

 

• Критикуют, стыдят, отвергают и постоянно ругают.

• Устанавливают нереальные стандарты и цели.

• Проявляют сомнение в том, что у ребенка что–то получится.

• Неоднократно и сурово наказывают.

• Считают детей глупыми, неспособными, вредными.

• Не прижимают к себе детей, не обнимают, не прикасаются с нежностью.

• Чрезмерно опекают детей или доминируют над ними, вследствие чего в дальнейшем, живя самостоятельно, они терпят поражение.

 

5. Нереальные ожидания. По мере взросления у большинства из нас вырабатываются свои цели и идеалы, которых нам бы хотелось достичь. Если эти цели чрезмерно высоки, то мы готовим почву для своих неудач и комплекса неполноценности в будущем.

Один проницательный автор полагает, что имеется три наиболее общих «врага собственного достоинства»[1108]. Речь идет об исходных предпосылках, навязанных многим людям в процессе обучения. Эти три врага — ложные, но широко признанные убеждения в следующем:

 

• «Чтобы окружающие не отвергали меня, а любили, я должен придерживаться их стандартов и делать то, что от меня ждут».

• «Если мне не удастся реализовать свои цели и ожидания (или ожидания других людей), мне будет трудно, стыдно, страшно и больно».

• «Мне надо уметь владеть собой, быть ответственным, сильным, находиться в центре внимания и принимать собственные решения».

 

Человек, придерживающийся подобного рода нереалистических убеждений, обычно терпит неудачи, имеет комплекс неполноценности и обладает низким уровнем самоуважения.

6. Искаженное мышление. Иногда нам кажется, что целеустремленные люди не сомневаются в своих способностях и компетенции, хотя это и не всегда верно. Есть основания думать, что многие люди хотя и достигают своих целей, но в положении победителей не чувствуют себя в безопасности. Многие сомневаются, настолько ли они компетентны на самом деле, как думают другие. Мало кто из целеустремленных людей когда–либо соответствует собственным стандартам совершенства. Некоторые из них думают, что их достижения связаны с удачным стечением обстоятельств, а не с их способностями. «Я получила первую роль в пьесе, — говорит актриса, — только потому, что таким был выбор директора». «Я поступил в аспирантуру только потому, что декан знал моего отца», — признается еще один. Есть люди, которые со стороны представляются яркими и талантливыми, но многие из них чувствуют себя людьми, которые выдают себя за других и занимают не свое место. Они успешны в делах, но переживают чувство неполноценности[1109].

Каждому из нас присуще верить, а иногда и делать заявления относительно себя, которые имеют мало общего с действительностью. Например, такие фразы, как «никто не любит меня» или «нет во мне ничего хорошего», могут содержать больше фантазии, чем реализма. Если мы не желаем, чтобы подобное искаженное мышление управляло нами, следует провести определенную реалистическую беседу с самим собой. Здесь можно спросить себя, а что именно в действительности служит подтверждением подобных заявлений о себе?

7. Социальные воздействия. Во всяком обществе имеются ценности, которым в средствах массовой информации придается особое значение и которые учитываются в семьях, учебных заведениях, правительственных учреждениях, на предприятиях и в общественных организациях. Принято считать, например, что ценность человека определяется его интеллектом, физической привлекательностью, образованием, деньгами, властью и различными достижениями. Люди пытаются манипулировать обстоятельствами и друг другом в попытке добиться и сохранить эти символы успеха[1110]. Полагают, что наличие этих символов способствует росту самоуважения, а отсутствие или неспособность добиться их — развитию комплекса неполноценности. Этот миф мотивирует деятельность многих людей, но если нет признаков, подтверждающих успех личности; или если достижения на поверку оказываются бессмысленными; или если человек достигает определенных успехов, но затем терпит крах, то уровень самоуважения неизменно понижается.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал