Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Христианский брак как Таинство. Цель христианского брака
В чем состоит христианский брак. Брак установлен Богом. Учение Церкви о браке. Три главнейшие цели брака, вытекающие из христианского понятия о браке как Таинстве. Семейство основывается на браке. Христианский брак есть освящаемый Церковью добровольный и основанный на взаимной любви пожизненный союз мужчины и женщины с целью совершенного взаимного восполнения и вспомоществования во спасении и имеющий своим следствием благословенное рождение и христианское воспитание детей 222 . Брак установлен при начале мира Самим Создателем. По словам бытописателя, Бог, создав первого человека, создал потом и жену с тем, чтобы она была ему помощницей и чтобы они, будучи двумя, составляли одну плоть ( Быт. 2: 18, 21—24). И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми тварями (Быт. 1: 28). «Такое особеннейшее отношение Бога к установленному Им Самим браку ясно показывает не только на то, что брак был угоден Богу, но что он имел занимать важное место в планах Божиих о судьбах мира, а потому и находится под особым промыслительным наблюдением Божиим. Вместе с этим, такое благословение Божие ясно указывало на то, что брачующиеся лица, согласно с мыслию Божией, всегда должны смотреть на брак как на великое и священное дело, соединенное с высокими обязанностями не только в отношении друг к другу, но и к Богу, и вследствие этого при вступлении в брак, естественно, должны были и исполняться благоговейными чувствами преданности Господу Богу и усердными молитвами к Нему о подаянии Своего Отеческого благословения и всесильной помощи на предстоящую им многознаменательную и многотрудную жизнь» 223 . Такой взгляд на высоко религиозное значение брака и важность для него благословения Божия имел место в ветхозаветный период ( Быт. 12). По законам, данным Богом еврейскому народу чрез пророка Моисея, брак был прямо отнесен к религиозно-нравственным обязанностям; нарушение супружеской чистоты и верности строго преследовалось, а сам брак заключался с ведома и благословения блюстителей закона — священников (Лев.20: 10; Втор. 22: 28—29 и др.). Господь Иисус Христос еще более возвысил и усилил религиозно-нравственное значение брака Своим учением о его богоучрежденности и нерасторжимости. На вопрос фарисеев, по всякой ли причине можно человеку разводиться со своей женой, Спаситель отвечал, что с самого начала Бог, создав мужа и жену, сочетал их с тем, чтобы они, будучи только двумя, а не более, пребывали неразлучно и составляли плоть едину. И что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19: 6). В Ветхом Завете развод был облегчен по жестокосердию иудеев (чтобы не было убийств жен), в Новом же Завете Господь Иисус Христос устанавливает более строгий закон, по которому развод допускается только в исключительном случае, а именно, в случае нарушения верности брачному союзу (Мф. 19: 8—9). По христианскому учению, брак есть великая тайна единения двух душ в образ духовно-благодатного единения Христа с Церковью. Брак основан на таком влечении человека, на такой его потребности, которые заложены в самой его природе по воле Божией. Поэтому и христианство не видит ничего внутренно враждебного в теле человека. По учению Апостола, всякое творение Божие хорошо (1Тим. 4: 4), для чистых все чисто (Тит. 1: 15) и нет ничего (в человеческом теле и его потребностях) в себе самом нечистого (Рим. 14: 14). Поэтому христианство допускает все здоровые естественно-человеческие чувства, возвышая их до духовности, утончая до совершенства в высшем сообразном с творческими целями направлении, благословляя их и освящая. В этом отношении половая и семейная любовь никак не составляет исключения, взаимная любовь жениха и невесты, мужа и жены, родителей к детям и взаимно детей к родителям. В человеке плотская любовь никогда не может быть чисто животным чувством; она всегда сопровождается душевным влечением, естественным или извращенным. Христианство же хочет возвысить ее так, чтобы она была сознательно-душевным или даже духовным влечением и призывает на нее благословение Божие 224 . Свои высокие обязанности христианские супруги могут выполнять только с помощью благодати Божией, преподаваемой им в Таинстве брака (браковенчания). От времен апостолов в Церкви установлено для этого особое священнодействие, чтобы сообщать брачующимся нужную для освящения и воцерковления их союза Божественную благодать. «Так как брачная любовь, — пишет один наш отечественный богослов, — составляет основной и главный вид любви в числе прочих видов взаимной любви между людьми, то поэтому она предпочтительно пред ними нуждается в освящении от Бога, в особом благодатном даре. С другой стороны, так как брачная любовь очень часто становится чувственной и беспорядочной, то в этом отношении она преимущественно пред прочими видами любви требует освящения и одухотворения. Сделать брачный союз духовным, священным, сделать его союзом святой любви — это цель брака как Таинства» 225 . Естественный союз брачующихся по молитвам Церкви в Таинстве брака (браковенчания) «очищается, отрезвляется и укрепляется Божественной благодатью. Трудно человеку самому устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся. Благодать же непреодолима» 226 . Вот почему с глубокой древности, по установлению святых апостолов, брак благословляется от лица Церкви епископами и священниками. Священномученик Игнатий Богоносец, ученик святого апостола Иоанна Богослова, в письме к святому епископу Поликарпу писал: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» 227 . Святой Климент Александрийский (III век) указывал, что брак освящается молитвой и непрестанным исповеданием Господа 228 . Он пишет «Священ брак, и, по заповедям Божественного Слова, совершен, если послушна брачная чета воле Божией... если остается твердою в исповедании веры, раз принятой ею, и благ ее, раз ставших предметом надежды» 229 . Апологет III века Тертуллиан в специальном «Послании к жене» такими высокими чертами изображает христианский брак: «Как могут описать счастье того брака, который утверждает Церковь, скрепляет приношение (жертвы), запечатлевает благословение, Ангелы возвещают, Отец (Небесный) утверждает!» 230 Святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Мефодий Патарский свидетельствуют о священническом благословении и молитвах, которыми освящалось вступление в брак в их время (IV и V века) 231 . Святой Иоанн Златоуст пишет, что христианский союз супружества заключался чрез молитвы и благословение священников, чтобы умножалась любовь жениха и невесты и сохранялось их целомудрие и единомыслие, и изгнаны были из него все коварства диавола, и чтобы они (супруги), соединяемые благодатию Божией, провождали жизнь богоугодную и счастливую 232 . Отец Западной Церкви блаженный Августин (V век) прямо называет Таинством церковное священнодействие брака, а с таинственно благодатным его значением соединяет нерасторжимость христианского брака. «Достоинство браков, — говорит он, — у всех народов состоит в деторождении и охранении чистоты, а у народа Божия — еще и в святости Таинства, по коей даже разлучающейся разводом (жене) нельзя сочетаться с другим, пока муж жив», потому что «в Церкви совершается не только брачный союз, но и Таинство 233 . Священнодействие христианского брака святой Лев, папа Римский также называет Таинством. По свидетельству этого святого отца Церкви, в его время, в V веке, для брачующихся была совершаема Литургия; после их Причащения им преподаваемо было церковное благословение с соответствующими брачными молитвами 234 . Преподобный Феодор Студит, исповедник Восточной Православной Церкви IX века, приводит самую молитву, употребляемую в Церкви во время возложения венцов на брачующихся: «Ты, Господи, ниспосли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай раба Твоего и рабу Твою, и сопрязи я (их) в единомудрии, венчай я в плоть едину, яже благословил еси сочетаватися друг другу, честный их брак покажи, нескверно их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи» 235 . Церковный брак в течение почти всего первого тысячелетия христианской эры не имел самостоятельного чинопоследования и совершался за Литургией; после освящения Святых Даров о брачующихся епископом или священником читалась особая молитва, а после «Отче наш» — особые брачные молитвы с возложением на жениха и невесту брачных венцов. Литургия (Евхаристия) была тогда «единственным богослужебным чином, с которым соединялось отправление почти всех других священнодействий», в том числе и Таинств крещения, покаяния, брака 236 . В более поздних канонических постановлениях указывается, что брак может быть совершаем только днем: или перед Литургией (с таким расчетом, чтобы новобрачные могли потом приобщиться за Литургией), или же сразу после Божественной литургии. Вступление в брак предполагало для брачующихся предварительное говение. До наших дней сохранился благочестивый обычай, по которому жених и невеста приступают к Таинству брака, по возможности, натощак 237 . Из православно-христианского понятия о браке как Таинстве вытекают и высокие цели брака. Первая и главная цель брака — это полная и нераздельная взаимная преданность и общение двух супружеских лиц: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2: 18) и оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину (Мф. 19: 5). Отсутствие в жизни брачующихся единства духовно-нравственных целей жизни есть главная и основная причина несчастных браков. Главная причина счастливых браков заключается во взаимном проникновении бракосочетавшихся в глубину и высоту христианского идеала совершенствования. Муж и жена, восполняя друг друга чрез взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу в духовно-нравственном совершенствовании и выполнении своего назначения в жизни. Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами в истинно-христианских браках являются настолько крепкими, что их не может ослабить и самая смерть. По мысли святого Киприана Карфагенского, муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в браке, когда мужчина и женщина действительно становятся одной нераздельной личностью и находят друг в друге взаимную поддержку и восполнение. На эту цель брака — взаимное восполнение и взаимопомощь в совершенствовании двух лиц различного пола — указывают древнееврейские слова: муж по-еврейски — isch, и жена — ischa. То и другое слово относятся к понятию «человек», как виды его: первое из них указывает на человека в мужском роде, второе — в женском. Самое значение приведенных еврейских слов указывает на то, что муж и жена призваны образовать единого совершенного человека, как об этом сказано в Библии: вступая в брак, будут два одна плоть (Быт. 2: 24)238 . Подобный же взгляд на сущность и главную цель брака находим у святого Иоанна Златоуста. В своих писаниях он определяет христианский брак как глубочайшее духовно-нравственное единение мужа и жены, как союз любви и взаимного расположения, образующий из двух существ разного пола как бы две нераздельные части одного существа — в целях полного, самого внутреннего и самого живого их жизненного общения. В единстве брака каждая личность в отношении другой как бы выходит из своих личных эгоистических границ, перенося весь жизненный интерес из себя в другое существо, и таким образом обе личности составляют одну жизнь, одну плоть. Два человека должны быть как один — по мыслям, чувствам, намерениям, действиям они должны быть одним существом, одушевленным как бы одною душою 239 . Если брак имеет свою цель в безраздельной преданности друг другу двух лиц, то нравственное достоинство может быть признано только за первым браком. Истинный брак возможен только при единоженстве (моногамии) и пожизненности. Второй и третий браки допускаются христианской Церковью в случае смерти одного из супругов, как некоторое несовершенство в жизни христианина и благословляются Церковью для мирян как снисхождение к человеческой немощи в предохранении от греха, как врачевство против блуда 240 . По словам святого Василия Великого, второй брак — свидетельство о невоздержании чувственности, не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере, после удовлетворения чувственной потребности в первом браке. Поэтому совесть христианина нуждается в очищении покаянием и епитимией, какою и было в древности отлучение вступивших во второй брак от Причащения Святых Таин на год 241 . Истинный брак в его идеальной красоте может быть только пожизненный. Брак должен быть по своей идее нерасторжимым. Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния 242 . Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его когда-либо делало бы невозможным полную преданность друг другу лиц и вообще прочность их взаимного союза. В древнейшем памятнике христианской письменности «Апостольские постановления» (II–III века) говорится: «Жена есть общница жизни, соединяемая Богом в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно на двое, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла» 243 . Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, святые Отцы и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть рождение и христианское воспитание детей. И Церковь благословляет брак как союз, целью которого является деторождение, испрашивая в молитвах «доброчадие» и «о чадех благодать». В Ветхом Завете брак соединялся с мессианскими надеждами. Авраам и Исаак, вступая в брак, надеялись увидеть из своего семени в далеком будущем Того, Который принесет спасение миру. Это в известном смысле мессианское значение семьи не погасло и не может погаснуть и в христианской семье. И здесь брак рассматривается в известной мере как служение мировому спасению 244 . Святой Иоанн Златоуст видит в семье и семейной жизни служение человечеству и обществу. Христианин, вступающий в брак, вступает в него не только для себя, но и для Церкви. Брак в христианстве, по учению святого Григория Богослова, хорош тогда, когда он соединяется с желанием оставить после себя детей, потому что чрез это восполняется Церковь Христова, умножается число благоугождающих Богу. Когда же он имеет в основе одно лишь стремление к удовлетворению плотской похоти, то «разжигает грубую (и ненасытную) плоть, обкладывает ее тернием и делает как бы путем к пороку» 245 . При господствующем значении в христианском браке нравственной чистоты человеческой природы низшие ее влечения находят свой исход в рождении детей. Воздержанный образ супружеской жизни был особенно присущ христианам первенствующей Церкви (времен гонений на христиан). Христианский апологет Афинагор писал язычникам: «Жену каждый из нас, которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения. Как земледелец, бросив семена в землю, ожидает жатвы и больше уже не сеет, так и у нас мерою пожелания служит деторождение. Между нами найдешь даже многих мужчин и женщин, которые состареваются безбрачными, надеясь теснее соединиться с Богом» 246. Священное Писание и святые Отцы Церкви указывают еще одну цель брака — предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Брак установлен, — говорит Златоуст, — для того, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудренными» 247 . Послушай, что говорит апостол Павел: во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1Кор. 7: 2). Хорошо, говорит, быть безбрачным, ради безраздельного служения Господу, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1Кор. 7: 7—9) и впасть в распутство. «Так, — говорит Златоуст, — две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами, но главнейшая из этих двух целей — целомудрие» 248 . Брак есть «пристань и прибежище» целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление как оплот и таким образом удерживая волны похоти, он сохраняет нас в великом спокойствии. Брак есть прочная пристань целомудрия, особенно для тех людей, которые предаются этим страстям (непотребства), «растлеваются в непотребных убежищах». Для них брак полезен, «освобождая их от нечистоты» 249 . Всегда были порицатели брака, которые видели в нем скверну, нечистоту, препятствие к добродетельной жизни 250 . Освящая христианский брак своим благословением, надевая на брачующихся «венцы славы и чести» (символ победы над чувственностью), Церковь всегда осуждала порицателей супружеских отношений. Законный брак и рождение честны и нескверны, ибо различие полов образовано в Адаме и Еве для размножения человеческого рода 251 . Брак есть «дар Божий и корень нашего бытия» 252 . «Если бы брак и воспитание детей были препятствием на пути добродетели, — говорит Златоуст, — то Создатель не ввел бы брака в нашу жизнь. Но так как брак не только не препятствует нам в богоугодной жизни... но и доставляет нам великое пособие к укрощению пылкой природы... то поэтому Бог и даровал такое утешение человеческому роду» 253 .
222 Олесницкий М. Нравственное богословие. Срав. определение брака у свящ. М. Менстрова: “Брак есть заключенный на основании полового отношения и взаимной любви пожизненный союз мужчины и женщины, сопровождающийся общением их во всех отношениях, обстоятельствах и благах жизни и получающий санкцию Церкви и государства” (Уроки по христианскому православному нравоучению. С. 253). По определению архиеп. Филарета (Гумилевского), “брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении”.
223 Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. С. 540.
224 Никанор (Бровкович), архиеп. Беседа о христианском супружестве. Против графа Льва Толстого. С. 48—49.
225 Беляев А. Любовь Божественная. С. 382.
226 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 490.
227 Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Поликарпу, 5 // Писания мужей апостольских. С. 428.
228 Климент Александрийский, мч. Строматы, 2, 23; 3, 6 и 10.
229 Климент Александрийский, мч. Строматы, 4, 20. С. 474—475.
230 Тертуллиан. Послание к жене, 2, 9 // Творения. Т. 2. С. 223.
231 См.: Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев, 7 // Творения. Т. 1. С. 72; Григорий Богослов, свт. Слово 40 // Творения. Ч. 3. С. 288; Амвросий Медиоланский, свт. Письмо 70, к Виталию // Покровский А.И. Гражданский и церковный браки древних христиан. С. 21—22; Мефодий Патарский, сщмч. Пир десяти дев, 1, 4 // Полное собрание творений.
232 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия, 49 и 54 // Творения. Т. 4. С. 539, 597.
233 Цит. по изд.: Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. С. 565.
234 См. там же.
235 Феодор Студит, прп. Письмо 22, к Симеону. Цит. по изд.: Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Т. 4. С. 565.
236 Покровский А.И. Гражданский и церковный браки древних христиан. С. 31—33, 41—46. См. также: Муретов С. Исторический обзор чинопоследования проскомидии. С. 57.
237 См.: Кормчая книга, 50; Григоревский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. С. 209—217.
238 Гусев А. О браке и безбрачии. Против “Крейцеровой сонаты” и послесловия к ней. С. 64—65.
239 Учение св. Иоанна Златоуста о браке // Странник. 1899. № 12. С. 601—603.
240 Правила Неокесарийского собора, 7; Правила святого Василия Великого, 87 // Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. C. 146, 342.
241 Василий Великий, свт. К Амфилохию о правилах, 4 // Творения. Ч. 7. C. 6.
242 Григорий Богослов, свт. Слово 37 // Творения. Ч. 3. С. 220.
243 Апостольские постановления, 6, 14. С. 185.
244 Михаил (Семенов), иером. В поисках Лика Христова // Православное русское слово. 1903. № 1. С. 35.
245 Григорий Богослов, свт. Слово 37 // Творения. Ч. 3. С. 221.
246 Афинагор. Прошение о христианах, 33 // Сочинения древних христианских апологетов. С. 118.
247 Иоанн Златоуст, свт. Беседа на слова: блудодеяния ради кийждо свою жену да имать // Творения. Т. 3. С. 208. Cм. также: Феофилакт Болгарский, архиеп. Толкование Посланий святого апостола Павла, 1Кор. 7: 2.
248 Иоанн Златоуст, свт. Там же. С. 209.
249 Иоанн Златоуст, свт. Книга о девстве, 17, 19 // Творения. Т. 1. С. 311—312.
250 Среди таких порицателей брака небезызвестный хулитель Церкви и ее учения граф Л.Н. Толстой, наиболее ярко выразивший свои взгляды на брак в “Крейцеровой сонате”.
251 Апостольские постановления, 4, 14. С. 184.
252 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 12-я на Послание к Колоссянам // Творения. Т. 11. С. 466.
253 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 194.
|