Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Согласие религиозно-нравственных воззрений
Оба брачующиеся должны быть христианами. Христианам не дозволено вступать в брак с язычниками и неверующими. Святые Отцы о смешанных браках верных с неверными. «Вместе со склонностью (глубокой симпатией или любовью) рука об руку должно идти согласие в религиозном и нравственном воззрении. Без этого брак будет простым естественным общением, а не личным духовным взаимообщением. Брак есть общение во всех жизненных отношениях. И, естественно, он должен быть также и общением в самом главном, в чем мы полагаем высший смысл жизни, — в жизни в Боге. Религиозное общение — важнейшее предположение брака. Сходиться друг с другом во всем, за исключением высшего смысла жизни, переживать вместе все земное и скоро преходящее и в то же время быть глубоко разъединенными во всем, что касается души, — это глубочайшее противоречие, какое только может существовать среди сынов человеческих» 259 . Даже с точки зрения личного счастья, если у мужа и жены нет религиозного сочувствия и единства, то не может быть и согласия, а следовательно, и счастья в их браке. Религиозное взаимообщение есть самая твердая опора брака; оно освящает радости семейной жизни, помогает сносить ее скорби и нужды, и тяжелые жизненные невзгоды, без которых никогда не обходится семейная жизнь, превращает в благословение. Необходимо всегда помнить, что вера Христова и благочестие являются основанием добродетельной, целомудренной, мирной и счастливой жизни супругов и их детей. Брак у христиан, по наставлению апостола Павла, должен быть браком в Господе (1Кор. 7: 39), т.е. оба вступающих в брак лица должны быть христианами — пребывать в общении со Христом 260 . Блаженный Феодорит Кирский (V век) в толковании этих апостольских слов пишет: «Апостол здесь ясно дал видеть, что не повелел сочетаваться христианам с неверными (неверующими) мужьями или женами», а повелевает вступать в супружество «с верными 261 , благочестивыми (христианином или христианкой), целомудренно, честно (с целомудрием, с чистотою) и законно (т.е. с благословением Церкви)» 262 . Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, в одном из творений, посвященных изложению заповедей Господних и христианского учения, ссылаясь на приведенные слова апостола Павла, прямо и определенно пишет: христианам «не следует заключать брачных союзов с язычниками» 263 , и тем более с лицами неверующими, ибо что общего у света с тьмою? (2Кор. 6: 14) 264 . Церковный писатель II века Тертуллиан также писал, что христианам не дозволено вступать в брак с неверующими и с язычниками: «Христиане, женящиеся на женах идолопоклонницах, не могут быть изъяты от обвинения в блуде» 265 . Также святой Киприан смешанные браки христиан с неверными считал блудным осквернением, в подтверждение чего и приводит слова Апостола: прилепляяйся сквернодейце едино тело есть (с блудницею) (1Кор. 6: 16). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1Кор. 6: 15). Не преклоняйтесь, — пишет Апостол, — под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2Кор. 6: 14) Пример премудрого царя Соломона показывает, к чему приводят смешанные браки с неверными: и развратили (языческие) жены его сердце его и склонили сердце его к иным богам (3Цар. 11: 3—4). А сколько примеров видим в наше время, когда христианин или христианка, вступив в брак с лицом неверующим, попадает под его влияние и отпадает от веры 266 . Браки мужа верующего с женой неверующей или жены верующей с мужем неверующим — это браки, как правило, невенчанные, безблагодатные, не имеющие над собою покрова и молитв Церкви. По поводу таких браков святой Амвросий Медиоланский писал: «Когда самое супружество должно быть освящаемо священническим покровом и благословением, то как можно назвать супружеством то, где нет согласия веры?» 267 В русской Кормчей 268 говорится, что такие невенчанные браки незаконны, более того, беззаконны и ничего не значат 269 . Тертуллиан, излагая взгляд Древней Церкви на христианский и гражданский браки, пишет, что у христиан даже и супружества, тайно заключенные, т.е. не объявленные предварительно в Церкви (не получившие благословения и санкции Церкви), подвергаются опасности быть сочтенными прелюбодеянием и блудом и нимало не ускользают от обвинения прикрытием законно заключенного (гражданского) брака 270 . (Так мало имел цены законный гражданский брак в глазах Церкви того времени!) «А где единоверные, — пишет далее Тертуллиан, — вступают в брак с одобрения и благословения Церкви, — там Божие благоволение, гармония душ и истинно счастливое супружество. Как благословен брак двух верующих, с одинаковою надеждою, одинаковым благочестием, общими ко всему чувствами... единой дисциплиной, одними и теми же обязанностями! Оба — братья. Оба — сорабы (Христовы), никакого различия духа и плоти. Поистине — два в единой плоти. Где одна плоть, там и один дух. Вместе молятся, вместе желают, вместе проводят посты, один другого уча, один другого увещевая, один другого поддерживая. В Церкви Божией оба — равны, равны в сожитии (по) Богу, равны в тесноте, в гонениях, в утешениях, оба ничего не таят друг от друга, не уклоняются друг от друга, каждый важен для другого; больной охотно (ими) посещается, нуждающийся поддерживается; милостыни — без пытки (допытывания), богослужения — без сомнения, ежедневные (благочестивые) упражнения — без препятствия, не тайное (от другого, крестное) знаменование, не безмолвное благословение (ничто друг от друга не скрывается); звучат между обоими псалмы и (христианские) гимны, взаимно соперничают, кто лучше поет своему Богу. Видя и слыша то, Христос радуется, таковым посылает мир Свой; где два — там и Он, где Он — там и злого нет... Действительно, такой брак есть царица дружбы и рассадник неба» 271 . Воспрещая смешанные браки верных (христиан) с неверными (иудеями, язычниками и неверующими), Церковь допускает, в виде исключения, браки лиц различных христианских вероисповеданий (православных с католиками и протестантами), при том условии, чтобы брачующиеся были повенчаны по православному обряду православным священником. Однако нельзя не обратить внимания на некоторые нравственные затруднения в случае таких смешанных браков, происходящие от неполного единения супругов в религиозном отношении. Православная Церковь допускает невенчанные смешанные браки верующих с неверующими только при одном обстоятельстве, о котором писал в свое время святой апостол Павел. В апостольское время Церковь Христова пополнялась, главным образом, за счет обращавшихся в христианство из язычества или иудейства. Много было таких случаев, когда только один из супругов обращался ко Христу, другой же оставался в язычестве или иудействе. Таким образом появлялись смешанные браки. В первенствующей Церкви возник вопрос: продолжать ли обратившимся в христианство жить со своими неверующими женами или мужьями или же разводиться. За разрешением этого вопроса коринфские христиане обратились к апостолу Павлу, который и разъяснил его с присущей ему духовной мудростью и широтой христианской свободы. Как же решает Апостол вопрос о таких смешанных браках? Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его (1Кор. 7: 12—13). Апостол не узаконяет брать жену неверующую и не повелевает жене верующей сочетаваться (браком) с мужем неверующим, ибо он предписывает совершенно тому противное: запрещал мужьям и женам вступать в брак с неверными (см: 1Кор. 7: 39). Здесь же дает правило для сочетавшихся прежде принятия проповеди о Христе и обратившихся ко Христу уже после брака 272 . Решение вопроса ставится им в зависимость от того, как будет вести себя неверующая сторона по отношению к верующей. Если неверующий супруг желает продолжить брачное сожитие с женою-христианкою (или, обратно, неверующая жена с верующим мужем) и не отвлекает от истинной веры Христовой, то брак остается в полной силе. Сторона верующая, говорит Апостол, не должна давать повода к разводу, если же неверующий хочет развестись, пусть разводится (1Кор. 7: 15). Если, например, неверующий по праву супружества повелевает жене-христианке участвовать в его нечестии, приносить языческие жертвы или из-за религиозных разногласий ежедневно оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться. Неверующий сам подает таким образом повод к разводу, подобно как и прелюбодействующий. Такое решение вопроса согласно с учением Господа. Ибо к миру призвал нас Господь (1Кор. 7: 15). «Спасительная проповедь (о Христе) не смятение вносит в жизнь (и не разрушение семейств), а напротив того, домогается (еще большего) — истинного и боголюбивого мира» 273 . Итак, если неверующая жена принуждает возвратиться к прежнему нечестию или требует развода, христианин или христианка не связаны и не имеют на себе никакой вины, если разведутся. Сохранение таких смешанных браков имело, по Апостолу, определенную миссионерскую цель. Обратившиеся ко Христу супруги, став учителями неверных, производили сверх чаяния чудный переворот (собственным примером добродетельной жизни приводили своих близких к благочестию) и разъединившиеся семейства приводили в достолюбезное согласие 274 . О такой миссии верующих в своих семьях Апостол говорит: почему ты знаешь, жена, не спасешь ли (неверующего) мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли (неверующей) жены? (1Кор. 7: 16) Еще остается благая надежда на обращение неверного, надежда, что погибшая сторона спасется чрез брак Если муж не беспокоит тебя, — говорит, — то оставайся с ним, от этого может быть и польза; оставайся и «увещевай, советуй, убеждай, приводи (наставлением) к пониманию благочестия» 275 — «с доброй надеждой прими на себя труд, не отчаивайся, помощником усердию твоему имеешь Бога» 276 , имеешь Его всесильную благодать, спасающую грешников. Пусть не смущает тебя то, что после обращения ко Христу ты живешь в браке с неверующим; такое сожитие не налагает никакого греховного пятна на верующего супруга. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1Кор. 7: 14), т.е. освящены чрез Таинство крещения и чрез теснейшее общение и единение с вами, христианскими родителями. Апостол как бы говорит: «Брак твой, верующая жена, с мужем неверующим не превратился в беззаконное сожительство после твоего обращения к вере Христовой; твоя вера (и освящение тебя Таинствами крещения и др.) освятили («посвятили Богу») сей брак и мужа твоего в брачном отношении» 277 — в силу его согласия жить с тобою и в силу вашего внутреннего и внешнего общения. Несомненно, жить в таком браке с неверующим христианину тяжело, особенно когда это вносит несогласие между супругами по важным жизненным вопросам, например, о воспитании детей и др. При отсутствии единоверия не может быть полной гармонии и единства между супругами. Такое положение возможно и в том случае, если между брачующимися лицами огромная разница в воспитании, образовании и возрасте.
259 Бощановский В., свящ. Жизнь во Христе. С. 95—96.
260 См.: Толковая Библия. Т. 11. C. 56.
261 Неверный — не исповедующий христианской веры, язычник (срав.: 1Кор. 14: 22); вообще — неверующий, безбожник. В Писании называются верующие в Истинного Бога Иисуса Христа, истинные христиане, члены Церкви Христовой: верные во Христе Иисусе (Еф. 1: 1; Кол. 1: 2; срав.: Ин. 20: 27; Деян. 10: 45, 16: 1; 1Тим. 5: 16, 6: 2).
262 Феодорит Кирский, еп. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла // Творения. Ч. 7. C. 214, 220.
263 Киприан Карфагенский, сщмч. Три книги свидетельств против иудеев, 3, 42 // Творения. Ч. 2. С. 108—109.
264 Вселенские Соборы Четвертый и Шестой воспретили браки христиан с еретиками, иудеями, язычниками и вообще с неверными (неверующими). Браки с иноверными допускаются только при условии перехода в православную веру. В 72-м правиле Шестого Вселенского Собора говорится: “Недостоит мужу православному с женою еретическою, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Аще же усмотрено будет нечто такое, соделанное кем-либо, — брак почитати нетвердым (недействительным) и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников”. Правилом 14-м Четвертого Вселенского Собора воспрещается соединяться браком с еретиком, или иудеем, или язычником.
265 Тертуллиан. Послание к жене, 2, 3 // Творения. Т. 2. C. 216 и далее.
266 Оптинский старец иеросхим. Макарий в письме к одной христианке не советовал ей выходить замуж за того, в ком нет крепкой веры и благочестия (хотя бы он и очень нравился ей), а только если он — истинный христианин и сын Православной Церкви (Макарий (Иванов), иеросхим. Письмо 175 // Собрание писем. Письма к мирским особам. С. 349—350).
267 Амвросий Медиоланский, свт. Письмо 70, к Виталию // Покровский А.И. Гражданский и церковный браки древних христиан. С. 21—22.
268 Кормчая — книга, в которой собраны правила апостольские и святых Отцов, а также греческих государей, касающиеся Церкви, с толкованиями.
269 “Вся прочая супружества, яже не с благословением церковным... сиесть, от епископа или тоя епархии священника, венчанием при двух или триех поне (хотя бы) свидетелях, (совершаемая) по соборному установлению и святых Отец учению, — незаконна, паче же беззаконна и ничтоже суть” (Кормчая книга. L. 522; см. также L. 36).
270 Тертуллиан. О целомудрии; см.: Григоревский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. С. 63.
271 Тертуллиан. Послание к жене, 2, 9 // Творения. Т. 2. С. 223—224. Цит. по изд.: Заозерский Н. На чем основывается церковная юрисдикция в брачных делах. С. 27—28.
272 Феодорит Кирский, еп. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла // Творения. Ч. 7. С. 213—214.
273 Феодорит Кирский, еп. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла // Там же. С. 214.
274 Феодорит Кирский, еп. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла // Творения. Ч. 7. С. 214. См. также: Иоанн Златоуст, свт. Беседа 4-я на Послание к Титу // Творения. Т. 11. С. 862.
275 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 751. См. также: Т. 10. С. 180—182.
276 Феодорит Кирский, еп. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла // Там же. См. также: Феофан (Говоров), еп. Толкование Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. С. 258—263.
277 Феофан. (Говоров), еп. Толкование Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. С. 259—260.
|