Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взаимные обязанности христианских супругов
Трезвая взаимная любовь супругов. Признаки такой любви: согласие, взаимное уважение, терпение, взаимное доверие, целомудрие и чистота жизни. Воздержание от брачного общения в посты и праздники. Нравственные обязанности супругов вытекают из целей брака. Главная и существенная обязанность вступивших в брак состоит в том, чтобы соблюдать пред очами Божиими заключенный союз, беречь супружескую любовь, взаимно содействовать нравственному и духовному преуспеянию и делить тягости жизни и, затем, по-христиански воспитывать детей, если Богблагословит ими 339 . Основанием брачного союза является трезвая взаимная любовь супругов. «Нет сомнения, что в супружеской любви, особенно вначале, имеет место чувственная сторона, влечение к чувственной красоте, которое при нормальном течении супружеской жизни в христианском браке удобно дает место влечению духовному и чисто родственному духовному единению в любви. Где этого нет, там «брачная жизнь, будучи только чувственной, изнеживает и развращает человека, усыпляет дух, усиливает сладострастие (и чувственность), и тем порождает жестокость и многие другие пороки, почти низводя человека до животного. Напротив, та же самая брачная жизнь служит к подъему нравственного строя, к усилению духовной энергии, к воспитанию и развитию гуманности и святой любви, производит полноту счастья там, где чувственность умеряется единоженством, где благодать Божия одухотворяет чувственное влечение и чувственный союз и дает им высшее духовно-нравственное назначение жизни супружеской четы. Чувственный союз, служа опорой для духовного союза, в свою очередь, облагораживается, освящается, одухотворяется этим последним» 340 . Признаками любви нестрастной, чистой и трезвой являются: искренняя привязанность супругов друг к другу, живое участие и сочувствие, благоразумная уступчивость и снисходительность, взаимопомощь и содействие во всех делах, особенно же — мир и нерушимое согласие, предотвращающие неудовольствия и скоро устраняющие их, если они возникают. Наконец, признак истинной любви — взаимное доверие, когда во всем несомненно можно положиться друг на друга и довериться друг другу. Взаимная любовь и заботливость супругов есть источник счастливой семейной жизни и благоуспешного воспитания детей. Чтобы сберечь в семье счастье, надо стараться, «всякий день начинать так, как первый после свадьбы, — пишет епископ Феофан Затворник — Берегите с женой взаимно свою любовь, этот источник семейной жизни» 341 . Любовь — источник взаимного согласия, единодушия и мира. Любовь между мужем и женою — это важнейшее из домашних благ. Когда она есть, тогда не будет ничего неприятного. Когда будет между ними любовь, то не проникает к ним никакое разногласие. Вот почему и апостол Павел в своих наставлениях не просто говорит, имейте мир в семьях, но: мужья и жены, любите друг друга, ибо любовь — источник мира и согласия. А что может быть лучше взаимной любви и согласия: они полезнее богатства, благородства, славы, власти и всего другого (святой Златоуст). Еще премудрый Сирах в числе важнейших благ поставил согласие, единомыслие между мужем и женою ( Сир. 25: 2, 11) В самой природе человека заложено это взаимное стремление к единству (супругов). И ничто так не укрепляет нашу жизнь, как любовь и единомыслие мужа и жены; если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и сама жизнь благоустроена, и даже всем окружающим их — сродникам, друзьям, соседям — приятно бывает общение с ними. Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок и замешательство. Когда муж с женою в раздоре, друг с другом не мирствуют, ссорятся и враждуют, тогда ничто их не может радовать — ни благочадие, ни многочадие, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие и роскошь. «В том состоит крепость жизни всех нас, — говорит Златоуст, — чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире. Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся жизнь наша. Смотри: мир состоит из городов, города из домов, домы из мужей и жен; поэтому когда настает вражда между мужьями и женами, то входит война в домы, а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то бывают войны и раздоры. Поэтому Бог особенно промышляет о мире и любви в семьях и не дозволяет так легко расторгать браки» 342 . «Подлинно, истинное богатство и самое великое счастье заключается в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом как единое тело, удаляют всякое огорчение и утверждают в семье мир, согласие, союз единомыслия. Такие супруги, хотя бы жили в бедности и были незнатны, могут быть счастливее всех, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии. А те, напротив, которые не наслаждаются таким согласием, но страдают ревностью и теряют блага мира, — те, хотя бы были окружены многим богатством, хотя бы имели роскошный стол, жили в славе, проводят век свой всех несчастнее, вымышляя сами для себя каждый день волнения и беспокойства, всегда подозревая друг друга, и не могут иметь никаких удовольствий, потому что внутренняя вражда их все приводит в беспорядок и причиняет им множество неприятностей» 343 . В христианстве любовь между супругами укрепляется высоким взаимным уважением, почитанием друг в друге звания христианина — сонаследника спасения во Христе Иисусе. Так как сочетавшиеся браком, как и все люди, имеют многие недостатки и слабости, то обязанность супругов — взаимное терпение и благоразумная снисходительность к недостаткам и слабостям друг друга и взаимная забота о возможном устранении недостатков, в особенности пороков. Любовь рождает самоотвержение, доброрассудное благоснисхождение. Частая причина семейных раздоров заключается в излишней требовательности друг к другу. Муж требует от жены того, чего в ней нет; жена требует от мужа того, чего в нем нет. Один требует от другого особых забот, услуг, внимания, создания удобств и проч. Не обращая внимания на свои недостатки и слабости, каждый подмечает только недостатки и погрешности другого; каждый считает себя всегда только первым. И вот у этих слепцов, не видящих самих себя в своем эгоизме, начинаются семейные раздоры и жизнь их перевертывается вверх дном. Иначе и быть не может. Где нет снисходительности и терпения, там непременно будет раздор. «Без терпения, снисхождения и великодушия, — говорит епископ Феофан, — часто и малейшие пустяки взгромождаются в разделяющую стену» 344 . Один наш отечественный церковный писатель так пишет о снисходительности. «Снисходительность — это кроткий ангел домашнего очага. Не сладостный мир, разливаемый снисходительностью в семье, хочу я восхвалять, но только изложить советы этого ангела душам, ищущим правды и добра в общежитии. Снисходительность — более, чем доброта. Конечно, доброта лежит в основе снисходительности, но нужно к доброте приложить великую силу характера, устойчивость чувства и привычку к вежливости, чтобы образовать снисходительность. Люди холодные не способны к снисходительности. Люди с ограниченными умственными способностями считают снисходительность за вредный для блага людей недостаток. Те, которые не достигли мира с самим собою, не любят уступать другим; не спускать другим — вполне в духе современного эгоизма. Снисходительность по-христиански — это более, чем прощать; это оправдывать, истолковывать чужие недостатки и промахи в выгодную для них сторону. Снисходительный, будучи лично оскорблен, говорит о своем обидчике: он не ожидал, что так случится, иначе не допустил бы подобного дела. Он не думал, что это будет мне обидно, он ведь не злой человек. Он не мог поступить иначе и, без сомнения, сам огорчен неприятным исходом дела. Есть ли более целительный бальзам для сердечных ран, чем извинение и оправдание наших обидчиков? Быть снисходительным — это значит к вечеру забывать оскорбления, полученные в течение дня, а утром внушать себе: сегодня я буду более сдержан и не подам повода к какому-либо столкновению... Снисходительность к другим сопровождается самообвинением в недостатке доброты, уступчивости и осторожности. Быть снисходительным — это значит не только с радостной готовностью принимать извинения, но предупреждать их, идти навстречу людям, не решающимся по робости принести извинение. Ничто не содействует так сильно возрождению и укреплению взаимной привязанности, как снисходительность. Молодые супруги часто не отличаются снисходительностью, так как они недостаточно знакомы с человеческими слабостями. Но нужно знать человеческую немощь, и не выставляя на вид, прикрывать ее в другом. И веря в человека, что он добр, помогать ему в действительности стать добрым» 345 . Христианская семья, по учению святого Василия Великого, должна быть школой добродетели, школой самоотречения. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно и терпеливо снося недостатки друг друга. «Кто истинно любит другое лицо, тот непременно будет стараться о нравственном его усовершенствовании. А прежде всего каждое супружеское лицо должно заботиться об устранении своих собственных недостатков, особенно тех, которые неприятны другому супружескому лицу. И бесчисленное множество благоприятных случаев найдется у супругов для взаимного благотворного влияния» 346 . Существенным признаком истинной любви супругов является искреннее взаимное доверие и откровенность. Супруги должны быть единомысленны, едины во всем, начиная с религиозно-нравственных обязанностей. Они должны все делить между собой, и радости, и горести 347 . А для этого требуется полная и искренняя откровенность в их отношениях друг к другу. Недостаток откровенности свидетельствует о неполной любви и единомыслии. Где нет искреннего взаимного доверия и откровенности, там не будет единства, там поселяется подозрение, взаимная любовь охладевает и мало-помалу возникают несогласия, раздоры, наконец отчуждение и разделение 348 . Взаимное недоверие порождает ревность. В супружеской любви надо иметь великое благоразумие и мужество, чтобы любовь была разумно не слепой, чтобы супруги не терзались взаимной ревностью и подозрительностью, чтобы своевременно погашали пламень неукротимой ревности и преодолевали волнение помыслов и подозрительность 349 . Супруги должны оказывать помощь друг другу, принимать живое взаимное участие в своих занятиях, в семейных радостях и скорбях, оказывать поддержку друг другу в несении христианского креста при всех обстоятельствах и случаях жизни на тернистом пути к Царству Божию. «Супружество имеет много утешений, — пишет еп. Феофан, — но сопровождается и многими тревогами, иногда очень глубокими... Но (когда имеется взаимная любовь и участие), вдвоем и радости сильнее, а скорби легче, — пополам делятся» 350 . В чистом истинно-христианском браке мы имеем дело с тайной великого отречения от собственного эгоистического «я», не только ради жены или мужа, но ради детей — ради семьи. Вступающие в брак берут на себя обязанность блюсти себя с гораздо большей, чем прежде, бдительностью, ходить чистыми и непорочными пред очами чад своих. Отец и мать нравственно обязаны помнить, что каждое их недоброе движение или слово (тем более дело) повторяется, усвояется душами их детей, которых они дали миру и Церкви. Спасение собственной души и успех в добром нравственном воспитании детей требуют от христианских супругов целомудрия и чистоты жизни. Без сохранения супружеского целомудрия не может быть крепкой любви между мужем и женой. Любовь и целомудрие взаимосвязаны и взаимозависимы. «От любви, — говорит Златоуст, — происходит постоянное целомудрие» 351 . С другой стороны, «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех» 352 . Супружеское целомудрие должно проявляться во всем: в скромном обращении между собою и с посторонними, во всех действиях, в беседах, словах и, наконец, во взорах и мыслях, и, прежде всего, во взаимной верности мужа и жены 353 . Верность — это неизменный спутник супружеского целомудрия. Вступая в брак, супруги дали перед лицом Церкви обещание верности друг другу до конца жизни. Эта взаимная верность должна простираться даже до глубины движения сердца, так как всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). С этой измены (супругу или супруге) в сердце начинается супружеская неверность и на деле. Апостол указывает христианам: брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13: 4); тех же, кто изменяет супружеской верности и оскверняет чистоту супружеского ложа, — блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13: 4). Прелюбодеи Царства Божия не наследуют (1Кор. 6: 9—10). «Не будем же, — увещевает Златоуст, — пренебрегать своим спасением и отдавать душу свою диаволу чрез этот грех... Каждый день повторяй себе эти слова апостола Павла, если заметишь за собой, что в тебе возбуждается страстное чувство к другой женщине. Вспомни наставление великого Апостола и погаси с помощью Божией пламень в самом начале. Считай прочих женщин как бы каменными, зная, что страстный взгляд осуждается» 354 . «Избегай (свободного) обращения с женщинами, если хочешь быть целомудренным, и никогда не давай им свободы смело обращаться с тобою... Ботеет трава, растущая при воде, и страсть непотребства — в сообществе с женщинами» 355 . Премудрый Сирах говорит: не выходи навстречу развратной женщине, чтобы как-нибудь не попасть в сети ее. Не оставайся долго с певицею, чтобы не плениться тебе искусством ее. Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее... Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель (Сир. 9: 3—5, 8—11). Супружеская неверность есть главное зло, производящее расстройство и разрушение семьи и семейного счастья. Прелюбодеяние разрушает святость супружеского союза, уничтожает взаимное благорасположение и супружескую любовь. Оно приносит множество бедствий и преступлений 356 . Лицо, виновное в прелюбодеянии, не только наносит чувствительную обиду другому супругу, но и причиняет вред стороннему лицу, соблазняя и развращая его, разрушая и другую семью, если соучастник греха состоит в браке. Прелюбодей похищает у детей родительское сердце, подает им пример соблазна, полагает основание нескончаемому семейному раздору и вообще разрушает все домашнее благополучие. Поэтому-то в Ветхом Завете нарушение супружеской верности наказывалось смертью (Лев.20: 10; Ин. 8: 5). Сказанное здесь предостережение мужу относится равно и к жене. Пред законом о чистоте и целомудрии муж и жена равны, и каждый наказывается, если нарушает законы брака 357 . Верностью не требуется, конечно, чтобы супруги замкнулись в самих себя, забыв окружающий их мир, окружающих людей; тогда любовь их получила бы эгоистический характер, характер семейного эгоизма. Верность утверждает доверие, неверность же, хотя только предполагаемая, рождает подозрительную ревность, прогоняющую покой и согласие и разрушающую семейное счастье. Верность и вообще супружеская любовь исключает безотчетную подозрительность, слепую и страстную ревность, для которой всякое свободное действие другого уже кажется нарушением супружеской верности. Не ревновать — святой долг, но вместе и подвиг христианских супругов, искус их супружеской мудрости и любви 358 . Ибо тут всегда вмешивается себялюбие (эгоизм), которое требует исключительности и боится за нее. Христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни. Поэтому христианский брак налагает на супругов настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к потомству, что их брачные венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Во время чина венчания мы слышим слова: «Святии мученицы, добре страдальчествовавшии, и венчавшиися, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». «Венцы брачные — это вериги подвижнические, венцы победы над чувственностью и всяким чувственным грехом» 359 . Во свидетельство этого торжества добра и света, победы в христианском браке духа над чувственностью, при совершении Таинства перед брачующимися полагается и святой Крест — символ самоотречения и служения Богу и ближним, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете святой пророк Исаия. Это требование христианства соблюдать целомудрие в браке отражено и в молитвах венчания. Церковь молит Господа, Который есть «тайного и честного брака Священнодействователь и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся, чтобы сохранить в браке целомудрие, показать «честный их брак», соблюсти «нескверное их ложе» и «непорочное их сожительство», чтобы они достигли «старости маститой», «чистым сердцем делающе заповеди Божии» 360 . Христианским супругам Церковь указывает на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от языческих отношений в браке 361 . Вся культура последнего времени направлена к обслуживанию «культа плоти», в погоне за сильными ощущениями и длительными наслаждениями. Естественно, это отражается и на отношении людей к браку и отношениям их в браке. Страсть к телу, извращенное представление об отношениях между мужчиной и женщиной, создаваемые художественной литературой и современным киноискусством, совсем затемнили христианское целомудренное отношение к святыне брака. Люди XX века, отвращаясь от Бога, от чистоты христианской жизни, возвращаются к языческому служению плоти, «служению Вакху»; для многих из них брак — это «игры Вакха и Киприды» (В. Розанов). И то, что во многих современных романах и кинокартинах называется «любовью», есть поругание над целомудрием в браке. Выдающийся церковный писатель и исповедник веры Христовой Оригенжил и пострадал за Христа в языческие времена, в III веке. В пятой Беседе на книгу Бытия «О Лоте и его дочерях» он писал: «Ужасаюсь высказать, что я чувствую; я боюсь, что целомудрие дочерей Лота было целомудреннее многих. Пусть жены спросят себя, для того ли они вышли замуж, чтобы рожать детей? Те обвиняются в нецеломудрии, но после не ищут объятий мужа. Между тем, некоторые из теперешних законных жен ищут только удовлетворения страсти». Только истинно целомудренные супруги могут жить мирно и счастливо в семейной жизни. «По мере утраты целомудрия постепенно теряется как сила, так и чистота супружеских радостей. Исчезает духовно-поэтическая прелесть таинственно-светлых отношений; остается чувственное влечение. Но и оно медленно умирает, а иногда принимает уродливые формы» 362 . Преподобный Ефрем Сирин в IV веке писал, что «неумеренное сладострастие препятствует всякому душевному благоустройству, возбуждая к ссорам» 363 и взаимному отчуждению супругов. Блаженный Феофилакт в Толковании Первого послания к Коринфянам говорит, что апостол Павел побуждает христианских супругов придерживаться в брачной жизни умеренности и благоразумного воздержания 364 . СвятойГригорий Нисский (IV век) пишет, что «когда земледельцу для орошения поля бывает нужно провести небольшой ручей посередине, он допускает разлив воды, поскольку это лишь требуется для удовлетворения предстоящей нужды, так чтобы воду опять можно было легко задержать в ее общем вместилище; если же он откроет для нее слишком широкий и безмерный поток, тогда будет угрожать опасностью всему полю, по которому он разольется, образуя рытвины повсюду. Точно так же, если кто, ввиду необходимости для жизни преемства рождений, будет пользоваться супружеством, ограничивая естественное вожделение умеренностью и отдавая предпочтение делам духовным... тот будет мудрым земледельцем, который, по заповеди Апостола (1Кор. 7: 5), не постоянно предается грубым половым влечениям, но по взаимному согласию супружескому воздерживается от них ради духовных требований, для упражнения в молитве, и таким образом наблюдает осторожность, чтобы, пристрастившись к чувственным удовольствиям, не сделаться совершенно плотию и кровию, в которых не пребывает Дух Божий. Если же кто так немощен, что не может в супружестве мужественно управлять собою и обуздывать влечения природы (но обратит всецело к удовольствиям, хотя и законным и дозволенным, всю желательную силу души)... тому угрожает немалая опасность ничего больше не считать благом, кроме того, которое с известным наслаждением получает через тело: отвратив совершенно свой ум от стремления к высшим духовным благам, постоянно гоняясь за чувственными лишь наслаждениями, выйдя из границ умеренности, совсем погрязнет, по выражению Псалмопевца (Пс. 68: 3), в глубокой пучине чувственности (в тимении глубины)» 365 . Святой Кирилл Иерусалимский говорит, что христианские супруги законно пользуются супружеством, вступили в брак дозволенный («по закону» Божию и церковному), а не в этот непотребный, заключенный по необузданному своеволию; они знают время воздержания, чтобы пребывать в молитве; «с чистыми одеждами имеют и чистые тела, и вступили в брак для чадородия, а не по любострастию» 366 . «Цветы брака суть дети... этих с лугов плоти пожинает Божественный Земледетель, — говорит святой Климент Александрийский (III в.), — наслаждаться же нам следует, как повелено было в раю: пожеланий и страстей в душу не допуская» 367 . В апостольское время жизнь первых христиан была высокодуховной и нравственной. Много было случаев, когда мужья и жены, по особой ревности к чистоте целомудрия, пребывали по обоюдному согласию в полном воздержании от брачной жизни. Но были и такие случаи, когда это делалось без согласия на то живших с ними в супружестве. И так как от этого возникали в семьях неудовольствия и опасности для нравственности, то апостол Павел написал общие советы и наставления о их супружеской жизни. Поскольку супружеский закон, — писал он, — соделал мужа и жену одною плотью, то жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1Кор. 7: 4). Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу (1Кор. 7: 3). Жена, не должна воздерживаться против воли мужа от брачной жизни, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Не уклоняйтесь, — говорит Апостол, — друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе (1Кор. 7: 5). От одностороннего воздержания, без обоюдного согласия, происходят домашние расстройства, ссоры и неприятности, а иногда этим подается повод к распутству. По словам Златоуста, «всему должно предпочитать единодушие» 368 . При этом апостол Павел обращает внимание и на другую возможную крайность — духовное расслабление и невоздержание. Не живите, — говорит, — в духовной беспечности и расслабленности, не порабощайтесь плотским удовольствиям, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7: 5)369 . Христианским супругам, стремящимся к богоугождению и провождающим жизнь целомудренную, апостол Павел заповедует воздержание по обоюдному согласию и только на время — для упражнения в делах благочестия, например, во время поста для усердной молитвы, имея в виду, что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. Наставление Апостола может относиться ко всем церковным постам, особенно к дням говения и Причащения 370 . В церковных канонических правилах установлено воздерживаться от брачного общения в большие праздники и в воскресные дни (начиная с вечера под эти праздники), потому что в эти дни духовная жизнь приносится Господу 371 . Таковы требования христианского закона богоугождения и целомудрия. Воздержание от брачного общения в известные времена требует и закон человеческой природы (например, воздержание в период месячных, беременности, кормления). Нарушение нравственных и физических законов, касающихся супружеской жизни, несет за собой наказание самих нарушителей и оказывает на их потомство плохое действие. От невоздержания родителей (особенно во время месячных) дети рождаются слабые, подверженные разным болезням и некоторым образом отпечатлевающие на себе невоздержание родителей, — так писал в IV веке преподобный Исидор Пелусиот 372 . Оптинский старец иеросхимонах Амвросий в одном из писем пишет: «Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности; за что и наказываетесь болезнями жены» 373 . Как все это уладить и упорядочить (в каждом конкретном случае), предписаниями определить нельзя: это оставляется взаимному согласию и благоразумию супругов 374 . В заключение своих наставлений о брачной жизни апостол Павел пишет: я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1Кор. 7: 9—31). «Здешняя жизнь, — говорит Апостол, — стремится к концу, все идет к разложению, близко окончание настоящего века» 375 . Царство Христово приблизилось, в него предлежит нам переселиться, так что если и возможно какое удовольствие, то оно кратковременно, и не следует к нему привязываться сердцем. Брак, радости, печали, собственность, земные дела, научная, художественная, политическая деятельность и проч. относятся к земному, кратковременному фазису жизни человечества, и Апостол предостерегает не привязываться к ним всеми силами души, заповедует благоразумное пользование «миром». И имеющие жен должны быть как не имеющие (1Кор. 7: 29): исполняя семейные обязанности, мужья не должны иметь пристрастия к женам, которые нередко, понуждая мужей исполнять свои безумные мирские желания, доводят их до забвения христианских обязанностей 376 .
339 Олесницкий М. Нравственное богословие. С. 259.
340 Беляев А. Любовь Божественная. С. 383.
341 Феофан (Говоров), еп. Из писем к разным лицам // Христианин. 1908. Декабрь. С. 846.
342 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 3. С. 381—382 (неточ.).
343 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 418—419.
344 Феофан (Говоров), еп. Мысли на каждый день года. С. 449.
345 Остроумов С., прот. Снисходительность // Воскресный благовест. 1909. № 16. С. 26—28.
346 Олесницкий М. Нравственное богословие. С. 261.
347 “Истинное супружество, — говорит Златоуст, — когда муж и жена разделяют друг с другом не только счастье, но и опасности (и беды). Это знак искренней любви, доказательство самой верной дружбы” (Творения. Т. 4. C. 347).
348 По словам Златоуста, “супружеский союз делается законным от сожития сообразно законам Божиим, целомудренного и честного, когда сожительствующие соединены между собой единодушием (близостью, приязнью)” (Творения. Т. 4. С. 597).
349 Иоанн Златоуст, свт. Там же. С. 346—347.
350 Феофан (Говоров), еп. Письма // Душеполезное чтение. 1900. Ч. 2, май. С. 173.
351 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 4-я на Послание к Титу // Творения. Т. 11. С. 862.
352 Иоанн Златоуст, свт. Там же. Т. 3. С. 211.
353 “Чистота (целомудрия) жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу” ( Игнатий (Брянчанинов), еп. О чистоте // Сочинения. Т. 1. С. 332).
354 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 3. С. 211 (неточ.).
355 Нил Синайский, прп. Слово о блуде, 8, 10 // Добротолюбие. Т. 2. С. 234. Славянское ботеть означает толстеть, жиреть.
356 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. З. С. 211—213, 220; T. 4. С. 596; Т. 7. С. 502. В Кормчей книге Константинопольской Церкви сказано: “Прелюбодеяние большей частью рождает ревность, а ревность убийство” (6, 559).
357 Иоанн Златоуст, свт. Там же. С. 210—21 1; срав.: С. 212—214, 222—223; Т. 10. С. 220—221; Т. 12. С. 580, 682.
358 Не будь ревнив к жене сердца твоего, и не подавай ей дурного урока против тебя самого (Сир. 9: 1).
359 Михаил (Семенов), иером. Таинство брака. // Вопросы веры и жизни. С. 76—77.
360 Молитвы венчания.
361 Михаил (Семенов), иером. В поисках Лика Христова // Православное русское слово. 1903. № 1. С. 121.
362 Левитов М., свящ. Отношение христианства к половому чувству // Отдых христианина. 1909. № 12. С. 54.
363 Ефрем Сирин, прп. Творения. Ч. 3. С. 261.
364 Феофилакт Болгарский, архиеп. Толкование на Послания святого апостола Павла, 1Кор. 7: 2.
365 Григорий Нисский, свт. О девстве, 8 // Творения. Ч. 7. С. 327—328 (неточ).
366 Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение огласительное. 4, 25 // Поучения огласительные и тайноводственные. С. 55.
367 Климент Александрийский, мч. Педагог, 2, 8. С. 186. Не следует нам быть побеждаемыми от любовных удовольствий... но сеять, как земледельцу, и когда придет время для посева” (Там же. 10. С. 218). “ Счастье брака в добродетели” (Строматы, 4, 20. С. 475).
368 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. С. 178—179.
369 Феодорит Киррский, еп. Толкование на четырнадцать Посланий апостола Павла // Творения. Ч. 7. С. 210.
370 См.: Феофан (Говоров), еп. Толкование Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам С. 253.
371 Послание каноническое иже во святых отца нашего Дионисия архиепископа Александрийского, 3; Канонические ответы святейшего Тимофея епископа Александрийского, 11 // Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. C. 273, 379.
372 Исидор Пелусиот, прп. Письма 136 и 501 // Творения. Ч. 2. C. 110, 387—388.
373 Амвросий (Гренков), иеросхим. Письмо 105 // Собрание писем... к мирским особам. С. 132.
374 Феофан (Говоров), еп. Толкование Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. С. 250—252.
375 Феодорит Кирский, еп. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла // Творения. Ч. 7. С. 217.
376 Феофан (Говоров), еп. Толкование Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. C. 279—283. См. также: Феодорит Кирский, еп. Толкование на четырнадцать Посланий апостола Павла // Творения. Ч. 7. С. 217—218.
|