Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обязанности мужа как главы жены и семейства
Главенство мужа и подчинение жены по Священному Писанию. Главенство мужа — деятельная любовь. Как надо исправлять недостатки и пороки жены. Кроме общих обязанностей в браке, муж и жена в отдельности имеют свои особые обязанности в соответствии с положением их в семье. По учению Священного Писания, муж есть глава жены и семейства, а жена находится в повиновении мужу. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5: 22—23, 25). Весьма мудро Апостол полагает здесь религиозное основание семейной жизни супругов. «Он предложил, — говорит Златоуст, — мужу и жене, как основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указав каждому подобающую область — ему начальство и попечение, а ей повиновение» 377 . Еще на заре человечества, вскоре после грехопадения, Бог поставил жену в подчинение мужу: к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3: 16). Твой муж будет для тебя убежищем, пристанью, защитой, но ты будешь у него в подчинении, и он будет над тобой главою. Таково было повеление Божие — чтобы и женам внушить уважение к своим мужьям, и в мужей вложить нежную любовь к своим женам 378 . Предписываемое Писанием повиновение жены мужу не означает, что жена ниже мужа по нравственному или личному своему достоинству — в этом отношении они совершенно равны: мужеский пол и женский, все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3: 28). Главенство мужа есть естественное и прямое следствие свойств мужчины и женщины. Да и не может быть две главы в доме. Где многоначалие — там безначалие. Не будет мира, если не будет одной главы в доме. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, — необходимо, чтобы было одно начальство 379 . Еще в древн ости, в IV веке до Р.Х., греческий философ Аристотель заметил, что каждый семейный дом должен иметь управление под одним главенством, а не двух лиц на равных началах. «Поскольку равенство, — говорит святой Иоанн Златоуст, — часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды начальства и подчиненности, как то: между мужем и женою, сыном и отцом, между старцем и юношей... между начальником и подчиненным, между учителем и учеником. И дивиться ли такому установлению между людьми, когда то же самое учредил Бог в теле (срав.: 1Кор. 12: 22—25). Ибо Он так устроил, что не все члены имеют равное достоинство, но одни ниже, другие важнее, один управляет, другие стоят под управлением. То же самое подмечаем у бессловесных: у пчел, у журавлей, в стадах диких овец. Даже и море не лишено такого благоустройства, но и там во многих родах рыб одна управляет и предводительствует прочими, и под ее начальством они отправляются в отдаленные путешествия. Напротив, безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка» 380 . По учению Священного Писания, главенство мужа в семье — не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь. Эта власть обязывает мужа так любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5: 25). Любовь должна быть трезвой — не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу (Кол. 3: 18) 381 . Женам же одновременно указывается: как Церковь повинуется Христу, так и жены должны повиноваться своим мужьям во всем (Еф. 5: 24). «Здесь никак не может быть угнетения мужем жены, так как угнетение возможно лишь там, где в браке не проведены христианские начала, где нет любви у мужа к жене и у жены к мужу... Где любовь — там жаление и оказание чести и помощи немощным» 382 . Где любовь — там уважение и воздаяние приличной чести жене, как сонаследнице благодатной жизни (1Пет. 3: 7). Полное равенство (если бы оно было возможно), помешало бы проявлению любви. Любовь — это взаимный обмен, восполнение, самопожертвование. Без указанного главенства невозможно супружеское единство, ибо главенство мужа есть дело естественнейшее, так как оно отвечает душевной потребности жены: к мужу твоему влечение твое (Быт. 3: 16). От нарушения этого установления, когда жены в своем превозношении стремятся главенствовать над мужьями, пресекается любовь и все приходит в смешение и расстройство как в семьях, так и в государстве 383 . Благо семьи и простое благоразумие требуют того, чтобы все подчинялось единой главе. А муж, как глава жены и семьи, не должен унижать себя недостойным поведением или обращением, не продавать своего главенства по малодушию (слабохарактерности) или по страсти, ибо это срам для мужа 384 . «Только эта власть его должна быть не деспотичной, а любовной (с любовью). Имей жену подругою и сильной любовью заставляй ее быть себе покорной» 385 . Мужья, — пишет Апостол, — любите своих жен и не будьте к ним суровы (Кол. 3: 19). Как глава семейства, муж должен оберегать жену и щадить ее, как немощнейший сосуд, по выражению Апостола (1Пет. 3: 7), заботиться о содержании семьи (1Тим. 5: 8), хорошо управлять своим домом (1Тим. 3: 4). Жену он должен считать «первой, важнейшей и искреннейшей помощницей и советницей во всех своих делах... должен заботиться об умственном и нравственном совершенствовании жены, снисходительно и терпеливо недоброе очищая, доброе же насаждая. Неисправимое же в теле или нраве должен сносить великодушно и благочестно (не теряя к ней уважения)» 386 . Не будьте к ним суровы (по-славянски не огорчайтеся к ним — не будьте горьки для них), не проявляйте своей власти и своего главенства так, чтобы это горько было для жены, чтобы не было ярмом неудобоносимым, но самые распоряжения делайте так, чтобы они свидетельствовали о вашей любви. Иногда для жены бывает неприятно не то, о чем даются указания, а то, с каким это делается видом и каким тоном. Апостол внушает мужьям быть снисходительными к женам, когда тем случится в чем-либо не угодить им. Если же жена всегда старается делать так, как желает муж, то муж, когда заметит какое упущение или недосмотр, благоразумно поступит, если не подаст и вида неудовольствия; и когда необходимость заставит исправить или сделать замечание, то он сделает это так, чтобы жена и не заметила, что делается ей замечание, а что только идет рассуждение о лучшем порядке дел, в которых и она принимает участие и прилагает свои суждения. Муж должен проявлять терпеливую заботливость и внимание к жене, к ее ежедневным домашним делам и не огорчать своим равнодушием ту, которая встречает его с лаской и своим участием рассеивает все дневные неприятности. Ее заботы, которыми она поделится, ее интересы могут показаться ему чересчур мелкими, пустяками. Но попробуй муж войти в ее положение, стать на ее место. Ведь возвратясь домой, уставши после трудового дня, он отдыхает, окруженный уютом своего дома. Физический и нравственный отдых укрепляет его силы. Но всем этим он обязан жене. Все это устроить нелегко, обо всем надо подумать, позаботиться о множестве мелочей; и столько столкновений, пустячных неудач, удалить которые подчас очень даже трудно. Пусть муж подумает об этом, выслушает с участием рассказ жены о мелких событиях дня, и увидит он в каждой мелочи ее заботу о себе, и светлое чувство взаимной любви еще ярче осветит семейную их жизнь животворным светом, еще крепче соединит их брачный союз 387 . В женах могут быть и естественные недостатки, которые могут раздражать иногда мужей и подавать повод к нападкам на них и огорчениям. Не достойно звания христианина допускать в обращении с женой грубость, поношения, упреки, брань, рукоприкладство 388 . Если замечаете какие недостатки и пороки друг в друге, — говорит святой Григорий Богослов, — «будьте терпеливы и любомудренны — вы, принявшие на себя иго брака. Видишь ли, что жена прикрасилась или подкрасилась — сотри; или у нее язык предезливый (дерзкий) — уцеломудрь; если смех непристойный — сделай скромным; если замечаешь неумеренность в издержках и питии — ограничь; если неблаговременные выходы из дома — положи преграду; если рассеянный взор — исправь; но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности — отлучающий или отлучаемый» 389 . Надо с терпением, без ропота сносить неисправимое, увещевать, уговаривать — к исправлению того, что можно исправить, — с терпением и кротостью постепенно исправлять слабости своей жены и привязывать ее к себе не страхом и угрозами, а любовью, великим попечением и дружбою. Ибо нет уз крепче этих. «Слугу можно иногда связать страхом, — говорит Златоуст, — а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, — но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, а любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, когда сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной?» 390 Насилие изгоняет всякую дружбу и удовольствие; если же не будет дружбы и любви, а вместо этого страх и принуждение, то какое значение тогда будет иметь такой брак? «Злая жена есть бич за грехи» 391 . Если жена злоязычна, сварлива, болтлива, глупа, склонна к пьянству и др., то и в этом случае, имея возможность отвергнуть (бросить) ее, не сделай этою. Не сделай этого по страху Божию, из уважения к закону Божию, возбранившему отвергать жену, как ни велики были бы ее пороки и недостатки. И когда терпеливо будешь сносить все, увещевать, вразумлять ее, скорбеть, молиться о ней Богу, учить страху Божию, то ты получишь неизреченную награду от Бога и — еще прежде награды — великую пользу, сделав жену свою благопокорной, приучив и себя к большей в отношении к ней кротости 392 . Из приведенных слов Апостола: жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы (Кол. 3: 18—19), — святой Иоанн Златоуст выводит такое наставление: «Итак, любить есть дело мужей, а уступать — дело жен. Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг, то все будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. Смотри, как устроено это в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна; ибо когда начальствующий любит подначального, тогда все ладно. Любовь не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному, ибо от подначального требуется послушание... Поэтому, когда подчиняется жена, не величайся; и ты, жена, когда тебя любит муж, не надмевайся; ни любление мужево да не возбуждает превозношение в жене, ни подчинение жены да не надмевает мужа. Бог подчинил ее тебе для того, чтобы она была более любима; а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы лучше было тебе подчиняться. Не бойся подчинения: ибо подчиняться любящему нисколько не трудно. Не охладевай в любви ты, муж, ибо жена твоя уступчива пред тобою. Союз не иначе возможен. Ты имеешь нужную власть по природе, имей же и союз по любви. Этот союз позволяет терпеть слабейшую» 393 . В Апостольских постановлениях говорится об обязанностях мужа: «Муж да будет к жене своей не надменен, не горд, но милосерд, щедр, желающий нравиться только жене своей и ласкать ее почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с тем, чтобы уловить собою другую какую-нибудь (женщину)... Ибо ты должен не людям нравиться на грех, но держаться Бога, чтобы жить праведно и упокоиться вечно. Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но умеряй ее пред людьми, не употребляй и изысканной одежды на обольщение, (чтобы) не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют, чтобы не прельстить кого собою и не увлечь и чтобы вследствие этого не оказаться тебе наследником горя, жестокого наказания и вечной смерти от Бога» 394 . Не старайся нравиться другим более, нежели жене своей, иначе и жене подашь пример бесстыдства (святой Григорий Богослов). Муж должен весьма блюсти себя, чтобы своим поведением — пренебрежением или вольностью в обращении не повредить жене, не развратить ее. Христианская вера налагает на супругов взаимную ответственность за души друг друга. Муж — убийца, если смиренная и кроткая, целомудренная и благочестивая жена становится у него рассеянной, своенравной, злоязычной, потерявшей скромность и страх Божий, озабоченной только нарядами и желанием нравиться другим и т.п. Хранение нравственности жены не препятствует, конечно, удовлетворять ее желанию и одеваться прилично, и иметь общение с внешними, хотя и не без ведома и согласия мужа 395 .
377 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 20-я на послание к Ефесянам // Творения. Т. 11. С. 167.
378 Иоанн Златоуст, свт. Там же. С. 172—173.
379 Иоанн Златоуст, свт. Там же.
380 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 23-я на послание к Римлянам // Творения. Т. 9. C. 775.
381 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 176.
382 Остроумов С., прот. Жить — любви служить. C. 161.
383 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. С. 257.
384 Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 25: 24). Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей (Сир. 9: 2).
385 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 491.
386 Феофан (Говоров), еп. Там же.
387 А.С.Я. У семейного очага. Беседа 1 // Воскресный благовест. 1909. №35. С. 28—29.
388 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 171, 177; Т. 10. С. 263—264.
389 Григорий Богослов, свт. Слово 37 // Творения. Ч. 3. С. 220.
390 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 168—169.
391 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 3-я на псалмы // Творения. Т. 5. С. 7. См. также: Беседа на Усекновение главы Предтечи и Крестителя Иоанна // Там же. Т. 8. С. 607—608.
392 “Кто имеет у себя лукавую жену, — говорит прп. Ефрем Сирин, — тот пусть знает, что в ней получил он воздаяние за свои беззакония. Премудрый говорит, что лукавая жена дана будет мужу грешному” (Творения. Ч. 3. С. 60). Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена — сточная труба (Притч. 19: 13). Лучше жить в земле пустынной (или в углу на кровле), нежели с женою сварливою и сердитою (в пространном доме) (Притч. 21: 19, 9). Кто нашел добрую жену у тот нашел благо и получил благодать от Господа (Притч. 18: 23). Добродетельная жена — венец мужа своего; а позорная — как гниль в костях его (Притч. 12: 4). Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души (Сир. 26: 17—19). Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы; уста свои (она) открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее (Притч. 31: 30, 26). Счастлив муж доброй жены, и число дней его — сугубое. Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена — счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного — сердце довольное и лицо во всякое время веселое (Сир. 26: 1—4; срав.: Сир. 25: 18—29).
393 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 10-я на Послание к Колоссянам // Творения. Т. 11. С. 437—438.
394 Апостольские постановления, 1, 3. С. 3—7.
395 Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. С. 492.
|