Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние женщины на общество через семью






«Воспитание человечества». Отклонение женщины от своего истинного назначения в наше время. Примеры христиански-благочестивого воспитания детей матерями.
Не приходится сомневаться в огромном влиянии женщины чрез семью на жизнь общества. Выдающийся мыслитель Запада Александр де Токвиль писал: «В течение долгой опытности, приобретенной мною при отправлении моих общественных обязанностей, я убедился в том, что влияние женщин в вопросах о распространении понятий о человеколюбии поистине поразительное, тем более, что в сущности оно обнаруживается не прямым, а косвенным путем. Без преувеличения можно утверждать, что от женщин зависит строй каждой нации, строй, который, в свою очередь, влияет и на политический дух нации. Сотни раз в течение своей жизни я наблюдал, как слабохарактерные мужчины становились выдающимися политическими деятелями исключительно благодаря тому, что ими руководили женщины, и не столько своими советами, сколько тем, что они укрепляли их в их убеждениях и направляли их честолюбие на истинный путь. К сожалению, однако, я должен признаться, что мне чаще случалось наблюдать, что условия семейной жизни пагубно влияли на людей по природе благородных, великодушных, готовых на самопожертвование ради правого дела, и что эти условия превращали людей в трусов, в людей, готовых пожертвовать своими убеждениями ради мирских почестей, ради (материальных благ и) положения в свете, — в людей, относившихся к своим общественным обязанностям только как к средству обеспечения своей жизни; и все благодаря только тому, что такие люди приходили в ежедневное столкновение с женщинами, может быть, безукоризненными в качестве жен и матерей, но вовсе лишенными высокого понятия об их общественных обязанностях по отношению к человечеству»      427 .
На женщинах в наше время особенно сказывается влияние вещей, увлечение модой. Это, можно сказать, — современные женские идеалы-идолы. Наши предки знали рабство греху. Мы теперь познаем еще одно рабство — рабство вещам, рабство, незаметно, начиная с мелочей, овладевающее человеком, унизительное, позорное, свидетельствующее о духовном убожестве тех, кто ему поддается. Пристрастие не в том, конечно, состоит, когда человек стремится улучшить свою жизнь, приобрести необходимую ему одежду, домашнюю обстановку, обзавестись хозяйством, добыть средства для образования детей и др.      Христианство не отрицает умеренных забот человека о своем материальном благополучии. Оно снисходит к человеческой немощи и, высоко ставя полную нестяжательность во имя Христа, не полагает этого необходимым условием спасения. Грехом является для христианина не пользование благами жизни, а преклонение пред этими благами, порабощение ими, когда человек живет только земным и для земного, забывая о небесном.
Переход от обладания вещами к порабощению ими очень нетруден. Мало-помалу начинает человек увлекаться теми или другими предметами, уделять им особенное внимание, сосредоточивать на них свои мысли, и незаметно для него эти предметы начинают занимать в его духовной жизни главенствующее место. И человек становится, таким образом, рабом модной одежды, обуви, прически, домашней обстановки и т.п.     
Распространенное в наше время рабствование женщин моде и вещам имеет самое отрицательное, разлагающее влияние на мужей их, делает последних если не такими же рабами и поклонниками женских идолов, то слугами рабынь, вечными их работниками, обеспечивающими тяжелым трудом «материальную базу» для служительниц моды и вещей      428 .
Женщина-христианка должна помнить свое высокое назначение в духовной и физической жизни человечества, в деле созидания людей, в деле воспитания человечества чрез деторождение и воспитание новых поколений.     
«По моему глубокому убеждению, — пишет один церковный писатель, — все, что есть в жизни положительного и отрицательного, за все это ответственны пред лицом Бога Живого женщины»      429 .
Уже многие десятки лет везде говорят и пишут о каких-то новых обязанностях женщин, о новых правах, которые они должны иметь в науке, искусстве, на производств      е, в органах управления государством и общественных организациях. И не только говорят и пишут, но и проводят это в жизнь.
Давно уже начались толки о так называемой эмансипации женщины, т.е. освобождении ее от «зависимости и подчиненности в семье», «от кухни и пеленок» и открытии ей широкого поля деятельности политической, общественной, производственной.     
Известный английский церковный писатель Ф.У. Фаррар писал в свое время: «Христианство уделило женщинам обширную сферу плодотворной деятельности в семейном кругу, если только они обладают даром проявлять свое влияние в этом кругу толково и с полным самоотвержением. Конфуций весьма верно определил эту деятельность женщин словами: если кто разумно выполняет свой долг относительно семьи, то нет необходимости ходить далеко для жертвоприношений. Возможно, что некоторые эмансипированные женщины прочтут эти строки с усмешкой; тем не менее, однако, я так далек от мнения, что заботы в домашнем быту составляют слишком ограниченное поле деятельности, что считаю эти заботы по обширности равными с полем деятельности всей человеческой расы. Женщина может стремиться к расширению своего миросозерцания и в то же время не пренебрегать своими домашними обязанностями. Без сомнения, обязанности каждой женщины начинаются у домашнего очага, и если она нерадиво относится к этим обязанностям, то все ее попытки к расширению поля своей деятельности потерпят рано или поздно крушение»      430 .
Сторонники «освобождения» женщины, ее эмансипации, хотят вывести женщину из ее семейного дома, освободить ее от семейных забот с тем, чтобы она могла занимать на равных правах все те должности, какие занимают мужчины. Сторонники эмансипации не хотят вникнуть в свойства природы женщины, ее женской натуры, не располагающей быть ни воином, ни судьей, ни администратором.     
Те занятия, которые принадлежат от природы женщине, — быть матерью, воспитательницей детей и средоточием семьи — отнюдь не меже важны, чем занятия, принадлежащие мужчине. В самом деле: неужели воспитывать детей легче и маловажнее, чем судить людей, управлять городом или областью, читать лекции в аудитории? Неужели благоустроять дом легче, чем управлять машиной или заниматься в конторе? Воспитание детей настолько трудное и вместе с тем важное дело, что даже самая даровитая женщина должна смотреть на него, как на едва выполнимую задачу.     
      Жизнь показала, что осуществление эмансипации неизбежно приводит к потере женщиной многих присущих ей хороших качеств, к ухудшению состояния семейств и разрушению их, к безнадзорности детей, отсутствию надлежащего их воспитания, к росту преступности среди молодежи. Все это пагубно отражается на состоянии государств и человечества.
Женщина не лишена влияния на общественную жизнь, но влияние ее не прямое, оно посредствуется воспитанием детей. Если мать воспитывает детей в доброй нравственности, внушает им любовь к Церкви и отечеству и навыки к честной трудовой деятельности, то она приготовляет полезных деятелей для общества и государства и оказывает им великую услугу — гораздо большую, чем если сделается государственным служащим или научно-техническим работником      431 .
Эмансипация женщин отрицательно сказывается на их нравственности. Святой Иоанн Златоуст говорит, что когда женам, стремящимся к равенству, предоставить гражданские, судебные, совещательные, военные и другие общественные дела, выполняемые мужьями, то по своей склонности к превозношению они будут восставать против супругов и станут «надмеваться великой гордостью», а в семьях возникнет всякого рода «борьба и состязание»      432 .
От постоянного пребывания на людях («на многолюдстве») женщина теряет свою скромность и стыдливость, свою женственность, становится болтливой, рассеянной, кокетливой, а от переутомления работой (дома и на службе) становится нервной, раздражительной, что в свою очередь сказывается на воспитании детей и отношениях в семье. От постоянной перегрузки и нервного переутомления женщина быстро увядает, стареет.     
Во всех цивилизованных странах, в том числе и в нашей стране, демографы отмечают резкое падение рождаемости за последние годы, европейским народам грозит вырождение. Эт      от процесс начался одновременно с эмансипацией женщин, массовым вовлечением слабого пола в сферу производства 433 . Существенное влияние на этот процесс оказал отход отрелигии и упадок нравственности, развитие в народе плотоугодия и самоугодия.
Горе тому обществу, в котором женщина, как это наблюдается в наш век, отклонилась от своего истинного назначения в семье, от своего призвания, и взялась не за свое дело, ударилась в то, что совершенно не подлежит ни ее разуму, ни ее женской натуре, ни естественному назначению и силам.     
Апостол Павел в своих Посланиях, говоря о назначении женщины, указывает, что жена спасается      чадородием — чрез рождение и доброе христианское воспитание детей, если, пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием, сама и дети ее (1Тим. 5: 10, 2: 15). «В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитают (из своих детей) ратоборцев Христу» 434 , верных Господу христиан. Только мать, носящая в своем сердце христианскую жизнь, может быть истинной воспитательницей детей в христианском смысле этого слова. Священная обязанность православной матери — крещение и христианское воспитание детей, несмотря ни на какие препятствия.
«Мать имеет первое и преимущественное право на свое дитя. С болезнями она родила его, с нежностью и материнской заботливостью, с самоотверженной бдительностью ухаживает за ним, бережет его. Поэтому она не только имеет право на свое дитя, но и первую обязанность, состоящую в том, чтобы приводить его к истинной вере во Христа. И благочестивые матери во все века умели исполнять эту обязанность, несмотря ни на какие препятствия. Чрезвычайно трогательны свидетельства истории о том, с каким непобедимым мужеством отвоевывали для своих детей православную веру христианские матери во время гонений на      Церковь. Они скорее готовы были отдавать их на мучения, пытки и смерть, чем потерять их для христианской веры...
В чьих руках юность, тому принадлежит будущее. Едва ли есть какая бо́ льшая заслуга, которую мать могла бы оказать Церкви, как воспитание детей в духе Православия. Равно и для благочестивой матери-христианки едва ли есть большая радость, как научить своего ребенка произносить сладчайшее имя Иисус-Христово в то время, когда и голос его еще слаб, и язык его нем. Начинай же, мать, с самого раннего возраста учить своих детей по-христиански. Учи их по-христиански молиться, по-христиански думать, по-христиански чувствовать, по-христиански говорить и действовать. Что дитя всосало, так сказать, в себя с молоком матери, то останется у него на всю жизнь. Поэтому с самого младенчества надо приучать дитя к религиозной жизни, брать его с собой к богослужению, объяснять ему основы веры Христовой, наши праздники и священные обряды, упражняться с ним в церковной и домашней молитве, располагать его как можно ранее прибегать к спасительным средствам Церкви — Причащению Святых Таин и др.»      435 . Такие матери-христианки будут исполнять высочайшую задачу в борьбе Церкви с совращением чад ее в неверие, этим будут принимать участие в подвигах и страдании всей Церкви.
Влияние матерей чрез воспитание распространяется на всю жизнь каждого человека, и в конечном счете, на жизнь общества и его будущее. Один благочестивый учитель, обращаясь к своей матери, перешедшей уже в страну вечности, говорил: «Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твое хождение пред Богом, твои страдания, твое молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву, — тогда, с самых ранних лет, каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа — чувство благочестия, и этого чувства не могли после истребить никакие понятия, никакие сомнения, никакие обольщения, никакие вредные примеры, никакие страдания, никакие притеснения, даже никакие грехи. Еще живет во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь»      436 .
Из церковной истории известно множество замечательных примеров христиански-благочестивого воспитания детей матерями-христианками.     
Во время гонения язычников на христиан одна мать-христианка говорила своему сыну, подготовляя его к исповедничеству: «Сын мой! Не считай свои годы, но с самых юных лет начинай в сердце твоем носить истинного Бога. Ничто на свете не достойно столь горячей любви, как Бог; ты скоро увидишь, что для Него оставляешь и что в Нем приобретаешь». Внушения матери не остались напрасными. Сын не отрекся от своей веры во время гонения.     
«От кого ты узнал, что      Бог един?» — спрашивал судья одного христианского отрока-мученика. Отрок отвечал: «Этому научила меня мать, а мою мать научил Дух Святой, и научил для того, чтобы она меня научила. Когда я качался в колыбели и сосал ее грудь, тогда еще научился я веровать во Христа».
Из жизни римлянки Софии с ее тремя дочерьми Верой, Надеждой и      Любовью мы видим, насколько благотворно и сильно может быть влияние женщины-христианки в семье. Св. София стремилась посеять и посеяла в сердцах своих юных дочерей семена истинной веры Христовой, и они доказали твердость и неизменность своей веры, претерпев ужасные муки за имя Христово. Напрасно бессердечные мучители старались склонить их к измене христианской вере; они отдали свою жизнь за ту веру, которую благочестивая мать их, святая София, вселила в их сердца 437 .
Вот еще примеры.     
У святой Эмилии, жены образованного ритора города Неокесарии, жившей в IV веке, после смерти мужа осталось девять детей. Вместе с матерью Макриной она воспитала всех их в глубокой вере и благочестии. Трое из них впоследствии были епископами и великими учителями Церкви: святые      Василий Великий, архиепископ Неокесарийский, Григорий Нисский и Петр Севастийский (память 1, 10 и 9 января).
Благочестивая Анфуса, мать вселенского учителя святого      Иоанна Златоуста(память 13 ноября), овдовев на двадцатом году своей жизни, не захотела вступать во второй брак, а вся отдалась обязанностям христианской матери. Она занялась воспитанием своего сына и особенно старалась, чтобы он изучил с юности Божественное Писание. И ничто потом не могло изгладить из души ее сына этого христиански-благочестивого воспитания — ни дурные примеры товарищей, ни языческие учителя.
Пример Моники, матери блаженного Августина, особенно ясно показывает, что может сделать мать-христианка для своих заблуждающихся детей.      Блаженный Августин получил от своей матери первое наставление в вере и благочестии; но не успев укрепиться в истинах веры, живя в угоду развратным товарищам, он увлекся их примером, стал вести беспорядочную жизнь и даже впал в ересь. Много слез пролила мать в своих неустанных молитвах к Богу о сыне. И под конец ее жизни сбылись слова одного престарелого епископа, сказавшего, что «сын стольких слез и молитв не может погибнуть». В возрасте тридцати пяти лет в душе Августина произошел резкий перелом, и он снова возвратился к Богу и стал вести строго подвижническую жизнь. Впоследствии он прославился своими богословскими трудами, будучи епископом Иппонийской Церкви в Северной Африке.
Вот как велико, благотворно и душеспасительно влияние матерей-христианок на своих детей.     
В христианской Церкви и мужчины, и женщины одинаково призваны для благовествования Святого Евангелия. Из истории нам известно много примеров, когда жены, наравне с мужьями, были проповедницами Х      ристовой истины среди неверных. Примером женщин — благовестниц Святого Евангелия служат святые жены-мироносицы, которые не только служили Господу при Его земной жизни, но и после Его Воскресения потрудились дляпроповеди Евангелия среди язычников. Святая Мария Магдалина, например, после вознесения Господа проповедовала веру Христову во многих странах и даже была в Риме (Рим. 16: 6). Сохранилось предание, что, находясь в Риме, святая Мария Магдалина предстала кесарю Тиверию и возвестила ему о Христе Спасителе. Из Рима она прибыла в город Ефес к святому Иоанну Богослову и там тоже проповедовала о Христе 438 .
Другая святая жена, праведная Мариамна, сестра апостола Филиппа, сопутствовала своему брату и разделяла с ним и с апостолом Варфоломеем труды и страдания при благовествовании Святого Евангелия; в некоторых городах они втроем день и ночь неусыпно проповедовали Слово Божие, наставляя неверных на путь спасения, и многих привели ко Христу. После мученической кончины святого брата своего Мариамна пошла в Ликаонию к язычникам, проповедовала там Святое Евангелие, там и почила с миром      439 .
Святая Иуния, родственница святого апостола Павла, вместе со святым апостолом от семидесяти Андроником, также ревностно трудилась в благовествовании Святого Евангелия      440 .
Святая великомученица Ирина была столь ревностной благовестницей Святого Евангелия, что обратила ко Христу своих родителей и множество жителей родного города и других городов      441 .
Некоторые женщины за свою ревность по распространению веры Христовой получили в Православной Церкви наименование равноапостольных: святая Мария Магдалина (память 22 июля), святая первомученица Фекла (24 сентября), святая царица Елена (21 мая), святая Нина, просветительница Грузии (14 января), святая великая княгиня российская Ольга (11 июля) и другие.     
Вообще, надо сказать, женщины много потрудились для распространения веры Христовой на земле. Они оставили высокий пример и для современных нам русских женщин-христианок, на которых лежит высокая миссия проповедовать о Христе и христианской вере не только в своих семьях, но и среди окружающих их людей.     
На русской женщине-христианке лежит святой долг миссионерства: самой глубоко проникнуться духом Евангелия, послужить обновлению жизни своей семьи и всего русского народа на христианских началах. Ее девизом должно быть: чистота жизни, любовь и единодушие в семье, миролюбие везде и христианская любовь ко всем. Враги Церкви Христовой хорошо знают силу влияния женщины; для них верующая благочестивая женщина столь же ненавистна, как и добрый ревностный пастырь. Они хорошо знают ту громадную силу влияния, какую имеют благочестивые жены на своих мужей и на все общество. Поэтому они прилагают все усилия к тому, чтобы оторвать женщину от домашнего очага, от влияния ее на семью, на воспитание детей, лишить ее веры Христовой, развратить, увлечь несбыточными мечтами ложной свободы, свободы от исполнения своего прямого долга, посеять в ее душе пагубные плевелы превозношения и гордыни, которые являются источниками нескончаемых семейных раздоров и разделений      442 .

427 Цит. по: Фаррар Ф.У. Женщины у домашнего очага // Христианин. 1911. Июнь-июль. С. 403—404.     

428 См.: Смоленский Н. Отголоски жизни и литературы. Власть вещей. // Отдых христианина. 1909. № 10. С. 101—111.     

429 Быков В.П. Тихие приюты для отдыха страдающей души. С. 235.     

430 Фаррар Ф.У. Женщины у домашнего очага // Христианин. 1911. Июнь-июль. С. 393—394.     

431 Олесницкий М. Нравственное богословие. С. 270.     

432 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 3. С. 230.     

433 Комсомольская правда. 1968. 11 декабря. См. также: Литературная газета. 1969. 22 января.     

434 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 680; Т. 4. С. 783.     

435 М.В. Страдания христиан и страдания Церкви. С. 54—56.     

436 См.: Дьяченко Г., свящ. Общедоступные беседы о богослужении Православной Церкви. С. 1068.     

437 См.: Четьи-Минеи, 17 сентября.     

438 См.: Четьи-Минеи, 22 июля.     

439 См.: Четьи-Минеи, 17 февраля.     

440 См.: Четьи-Минеи, 17 мая.     

441 См.: Четьи-Минеи, 5 мая.     

442 М.В. Страдания христиан и страдания Церкви. С. 53—54. 

   


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал