Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание детей в раннем возрасте
Частое Причащение Святых Таин. Любовь и благочестие должны окружать младенца с первых дней его жизни. Рассмотрим вкратце основные вопросы христианского воспитания детей родителями (вопросы христианской педагогики). Самый ранний возраст. Ребенок еще в колыбели. Первые месяцы его жизни. Какие возможны здесь способы духовно-воспитательного влияния на младенца? Основные — частое Причащение Святых Таин, вера и благочестие родителей и вообще церковность. Все в совокупности должно составить благодатную атмосферу вокруг дитяти. Сколь можно частое Причащение Святых Таин живо и действенно соединяет младенца с Господом Иисусом Христом, приводит в мирное состояние его душевно-телесный состав и делает неприступным для темных сил. Так замечено, что «в тот день, когда дитя причащается Святых Таин, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, которые в детях сильнее действуют... — говорит епископ Феофан. — Нередко Святое Причащение сопровождается и чудодействиями. Святой Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время Причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка того, кто впоследствии напоил Церковь потоками сладкоречия и премудрости». «Весьма благотворное влияние имеет на детей, — продолжает святитель, — частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника... и вообще все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее. Наряду с этим видимым охранением есть невидимое: Ангел хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения. Он блюдет его, своим присутствием невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимся в крайности дитем» 501 . Души родителей связаны с душами их детей таинственной, непостижимой связью. Поэтому дух веры и благочестия родителей является могущественным средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях. «Дух младенца как бы не имеет еще движения в первые дни, месяцы, даже и годы. Что-нибудь передать ему для усвоения обычным путем нельзя. Но можно действовать на него посредственно. Есть некоторый особенный путь общения душ чрез сердце». Чем полнее и глубже родители обращены любовью к дитяти, тем удобнее становится осуществление такого духовного влияния их на душу ребенка. «И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти. Лучший внешний проводник при этом — взор... Чрез взор открываются другим скрытые чувства души. Это точка встречи одной души с другою... Пусть же чрез сие отверстие проходят в душу дитяти души матери и отца с чувствами святыми!.. Надо, чтобы во взоре их светилась не одна любовь, которая так естественна, но и вера, что на руках у них более, чем простое дитя, — дитя, посвященное Богу, и надежда, что Тот, Кто дал им под надзор сие сокровище, как некоторый сосуд благодати, снабдит их и достаточными силами к тому, чтобы сохранять его, и наконец, возбуждаемая верой и надеждой молитва, непрерывно совершаемая в духе. Когда таким образом родители оградят колыбель своего ребенка этим духом искреннего благочестия, когда при этом, с одной стороны, Ангел хранитель, с другой — Святые Тайны и вся церковность будут действовать на него совне и внутри, то этим составится вокруг зачинающейся жизни сродная ей духовная атмосфера, которая будет живительно воздействовать на него, подобно животворному действию чистого воздуха. Говорят, что новый сосуд долго, а то и всегда хранит запах того вещества, которое впервые вольют в него. То же надо сказать и о показанном устроении около детей. Оно благодатно и спасительно проникает в возникающую душевную жизнь ребенка и будет полагать на нее свою печать... Начав такое устроение от колыбели, необходимо продолжить его потом и во все время воспитания: и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве» 502 . С возрастанием ребенка особое значение в воспитании его религиозных чувств и добрых нравов занимает вся церковность, в частности, посещение храма Божия. Храм Божий действует на душу весьма благотворно. Здесь благодатное присутствие Божие дает себя чувствовать чистому детскому сердцу священные звуки и напевы, благоговейные лики святых, Божией Матери и образы Самого Господа Спасителя, благолепие служб и священнодействий, молитвы предстоящего в храме народа — все это возбуждает в душе ребенка особое чувство благоговения, и он проникается священным трепетом. В храме Божием детская душа, находясь в оживляющем присутствии Божества, усвояет себе памятование о Боге, приучается думать о нем, благоговеть пред Ним, всегда иметь Его пред собою, т.е. научается тому, что мы называем страхом Божиим, который будет охранять христианина во всю жизнь от всякого соблазна и искушения в мире. Здесь, в храме Божием, приобретает дитя, в доступной его сознанию форме, познание того, что Бог, к Которому оно приходит, хранит его и питает, что Иисус Христос есть наш Спаситель, Который слышит детскую молитву и готов прощать его, что душа его бессмертна и создана для доброго и всего прекрасного, что Матерь Божия есть Заступница наша, что святые Ангелы и святые — наши молитвенники. Здесь, в храме Божием, зарождаются все лучшие чувства души — стыдливость, скромность и вообще любовь к добру. Как это совершается — тайна Божия, но это несомненно совершается в детской душе. Так в храме Божием образуются ум и сердце детей; здесь под влиянием святых впечатлений с раннего возраста развивается в детях религиозное чувство, пробужденное воспитанием 503 . Итак, Церковь, церковность, Святые Тайны — вот основные средства благоуспешного религиозно-нравственного воспитания детей с первых же месяцев и в дальнейшие годы их жизни. «Множество примеров из житий святых показывают, насколько такой способ воспитания спасителен и многоплоден. Даже этими одними средствами могут быть заменены, и не без успеха, заменяются все средства воспитания. Древний христианский способ воспитания в этом преимущественно и состоял» 504 .
501 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 25—26.
502 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 27—28.
503 Гиляровский В.М., прот. Собрание проповедей. Т. 1. С. 116—117, 637—638.
504 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 28.
|