Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нравственное воспитание детей
Нравственное воспитание детей неотделимо от религиозного и совершается вместе с ним. Необходимость узнать и искоренить главный порок ребенка. В православно-христианской семье религиозное воспитание является неизменным спутником и основанием воспитания нравственного. В основе всякого нравственного и умственного воспитания детей в христианстве полагается благоговейная и живая вера в Бога и Спасителя, страх Божий и благочестие, любовь и послушание. «Нет ничего труднее искусства воспитывать, — говорит святой Иоанн Златоуст. — В самом деле, какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля. Но мы об этом нимало не заботимся, а обращаем внимание только на то, чтобы наши дети получили хорошее образование. Да и об этом заботимся только для богатства (чтобы получили выгодную профессию, хорошо устроились в жизни)... Страсть к деньгам и материальным благам овладела людьми. Она все покорила под свою власть и связала нас, точно невольников и скотов, и влечет, куда хочет... Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей. Потому-то мы и не печемся ни о спасении детей, ни о своем собственном, заботясь только о том, чтобы сделаться богатыми и оставить богатство своим наследникам... Вот отчего люди свободные делаются хуже рабов» 532 . То, что наблюдалось во времена Златоуста, повторяется и в наше время. Всем известно слабое нравственное воспитание детей родителями в наши дни. Еще К. Д. Ушинский указывал, что наши идеалы воспитания чисто языческие. Для матерей и отцов главное — «вывести сына или дочь в люди», т.е. сделать из них инженеров, врачей, хороших специалистов или ученых. Воспитывают не христианина доброй нравственности, исповедника правды Божией на земле, а лишь человека с хорошим заработком. Не смотрят и на то, что для того, чтобы потеплее устроиться в жизни, нужно часто поступаться христианской добродетелью и вступать в сделки с совестью. «Не безрассудно ли, — говорит Златоуст, — учить детей искусствам, посылать их для этого в училища, ничего не жалеть для этого, а о воспитании в наказании и учении Господни ( Еф. 6: 4) не заботиться? Сами же мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержанными, непослушными, развратными» 533 . Доколе мы, христиане, будем оставаться плотскими, мыслить и поступать по-язычески? Доколе будем пресмыкаться по земле? Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о христианской жизни и о христианском воспитании детей. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот чрез это приобретет богатство и величайшую славу. Не так полезно дать образование сыну или дочери, преподавая им внешние знания и искусства, посредством которых они станут приобретать деньги, как научить их искусству презирать деньги. «Не заботься о том, чтобы сделать (сына) известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее.... Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой. Давай ему великое, а не малое. Не ритором (оратором, учителем красноречия) старайся сделать его, но научи его любомудрствовать (т.е. рассуждать и жить по-христиански). Если он не будет ритором, отсюда не произойдет еще никакого вреда; а при отсутствии любомудрия самое обильное риторство (красноречие) не принесет никакой пользы. Нужно благоповедение, а не остроумие, нравственность — а не сила речи, дела — а не слова: вот что доставляет царство, дарует действительные блага. Не язык изощряй, но душу очищай. Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но — чтобы не привязывались к нему исключительно»534 — в ущерб религиозно-нравственному воспитанию. Христианские родители призваны так воспитывать своих детей, чтоб они, когда вырастут, превосходили родителей чистотою нравов и святостью жизни, чтобы Царство Божие ширилось в людях. К прискорбию, мы все более в своих потомках умаляемся против той меры чистоты и святости, которая предназначена нам от Бога и доступна. Это происходит, главным образом, от нашей привязанности к миру и небрежения о нравственном воспитании детей. Мы образуем большею частью ум детей, а не сердце, между тем как оно — средоточие религиозно-нравственной жизни. Мы воспитываем детей большей частью для мира и земли, между тем как наше истинное отечество на Небе; вся наша забота о том, чтобы насытить их земной мудростью, которая есть безумие пред Богом (1Кор. 3: 19), а о христианской духовной мудрости и христианской добродетели небрежем. Истинная христианская нравственность есть условие нашего опасения, «опора нашей жизни» (Златоуст), коренная основа общественного и частного благосостояния. «Семя святое есть воистину стояние мира» 535 . Нравственное воспитание детей неразрывно, неотделимо от религиозного и совершается совместно с ним. Когда у ребенка начинают пробуждаться и развиваться душевные силы, христианским родителям надо усугубить свое внимание, чтобы не дать развиться в ребенке семенам пороков и страстей. Так как вести борьбу с греховными склонностями дети не способны еще сами, то их «разумно заменяют родители», направляя силы согласно с главной целью христианского воспитания 536 . Надо хорошо уяснить, в чем проявляется оставшийся в естестве ребенка грех, чем он питается и чрез что именно овладевает душевными и телесными силами ребенка. Об этом обстоятельно пишет епископ Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению», в главе «Как начинается жизнь христианская в Таинстве крещения». «Основные возбудители, влекущие к греху, суть своеумие (или пытливость) в уме, своеволие — в воле, самоугождение — в чувстве. Поэтому должно так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению — ибо это будет плен греховный, — а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними и, таким образом, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. Это главное начало. С ним должно потом сообразовать и все воспитание» 537 . О том, как бороться в детях с плотоугодием, своеумием (гордостью, самомнением и др.), своеволием и непослушанием, с чувственностью и гневливостью, затем о воспитании послушания, правдивости, отзывчивости, скромности и целомудрия в детях мы подробно будем говорить ниже. А сначала рассмотрим вопрос: какая дурная наклонность или страсть прежде всего должна быть искоренена в детях, на борьбе с какой из страстей по преимуществу должно сосредоточиваться внимание родителей. Замечено, что как у каждого взрослого человека, так и у ребенка проявляется какой-нибудь главный недостаток, одна главная греховная страсть. Это лучше всего можно наблюдать в многодетных семьях. Так, бывает, что одно дитя от природы особенно склонно к гордости, самолюбию, упорству, другое к скупости и жадности, третье — к чувственности, четвертое — к зависти и злорадству, пятое — к лености и праздности и т.п. Главная страсть обыкновенно бывает из числа следующих: гордость, тщеславие, гнев, чревоугодие, плотская страсть, скупость (корыстолюбие, сребролюбие), леность. Все страсти взаимосвязаны и взаимозависимы. Главная страсть есть корень, из которого произрастают все другие грехи и недостатки. Если исторгнуть из сердца ребенка этот коренной грех, то и другие грехи ослабеют и отпадут. В Библии повествуется об исполине Голиафе (1Цар. 17). Однажды во время войны филистимлян против израильтян войска выстроились одно против другого для сражения. И вот выступил надменный Голиаф, начал смеяться над израильтянами и с самонадеянной гордостью вызывал кого-нибудь из них на поединок. Никто не осмелился противостать исполину, сразиться с ним, и лишь юный пастух Давид, в надежде на помощь Божию, выступил против него с одной пращой и сразил его до смерти одним ловким ударом. И вот, увидев, что сильный великан умер, филистимляне тотчас разбежались. Вот так и между различными греховными наклонностями, присущими нашим детям, есть своего рода Голиаф, т.е. одна самая большая и самая греховная наклонность или главная страсть. Против нее-то, этого Голиафа страстей, обуревающих душу ребенка, и надо прежде всего бороться, и когда она будет побеждена, то остальное полчище страстей рассеется. Успех воспитания во многом зависит от того, чтобы как можно раньше обнаружить в сердцах детей главную страсть, главный порок и искоренить его. Мы выше уже говорили, что воспитание надо начинать с самого раннего возраста. Если это можно сказать о всем вообще деле воспитания, то тем более о борьбе против главной страсти и всех пороков, произрастание которых замечено в ребенке. Отсюда вытекает очень важное правило: преодолевать как можно раньше главную страсть ребенка. Чем дольше страсть будет гнездиться в душе, тем сильнее она станет и тем труднее с нею справиться. Евангелист Марк повествует ( Мк. 9: 17—29) что один отец привел однажды к Спасителю своего сына, одержимого злым духом; прежде он обращался к апостолам, но те не могли изгнать этого духа из больного. Причину этого можно видеть из вопроса, заданного Христом отцу бесноватого: как давно это сделалось с ним? — и из ответа на этот вопрос: с детства. Та необычайная сила, с которою злой дух мог то ударять больного о землю, то бросать в огонь и в воду, объясняется, как видим, тем, что он овладел им еще с детства и до сих пор никем не был изгнан. То же самое — заметьте, христианские родители, — может быть и с духом гордости, духом тщеславия, сребролюбия и скупости и со всяким другим, обитающим в сердцах ваших детей. Если он не будет изгнан из них в самом раннем возрасте, то засядет так крепко и такую возьмет силу, что впоследствии или с величайшим только трудом можно будет победить его, или же совсем нельзя будет преодолеть его своими силами. Но чтобы иметь надлежащий успех в излечении этого главного нравственного недуга наших детей, надо наперед узнать его. Отсюда возникает вопрос: каким образом родители могут распознавать главную страсть своего ребенка? Для достижения этой цели родителями можно указать следующие правила: — Старайтесь, прежде всего, узнать борющий вас самих главный нравственный недуг, вашу собственную господствующую страсть. Кто хорошо знает самого себя, тому нетрудно будет узнать устроение и других. Отец, мать, хорошо знающие свое собственное сердце, которым известны собственные слабые стороны, известен борющий их порок, легко могут узнать его и у своих детей, так как дети очень часто наследуют дурные склонности своих родителей; сын или дочь имеют обычно те именно главные недостатки, которыми страдают мать и отец. Но это самопознание — очень большое и трудное искусство, достигаемое с величайшим усилием и особым старанием при помощи Божественной благодати. Для того, чтобы достигнуть самопознания, христианские родители должны тщательно наблюдать за собою, за наклонностями и желаниями своего сердца и поступками, усердно просить Бога о просвещении, чаще испытывать свою совесть и благочестие, исповедовать свои грехи и вообще стремиться к истинному благу. Ибо только истинно благочестивый человек может хорошо знать себя. Можно указать еще и некий вспомогательный способ распознавания главных недостатков своих детей. Обыкновенно муж и жена в совместной жизни хорошо узнают и добрые, и слабые стороны друг друга. Дети же обычно унаследуют эти стороны от своих родителей. Поэтому, наблюдая пристальнее за всеми проявлениями воли своих детей, родители, может быть, смогут заметить в них те же дурные наклонности, которые они (отец, мать — муж, жена) видят друг в друге и которые причиняют немало неприятностей и скорбей в совместной жизни. Со смирением и без взаимных упреков пусть родители исправляют замеченное в себе и детях ради общего блага и спасения души. Затем второе правило: — Прислушивайтесь, что говорят о ваших детях другие. Чужие люди обыкновенно лучше видят недостатки в наших детях, чем мы сами, так как они не бывают ослеплены ложною любовью. Поэтому если кто-либо, например священник, учитель или кто-нибудь из соседей с благим намерением обратит внимание родителей на тот или иной недостаток их детей, то не только не следует сердиться на них в неразумном чувстве оскорбленной, родительской гордости, но напротив, надо быть им за это благодарными и воспользоваться их предостережениями ко благу своему и своих детей. Еще важное правило: — Любите своих детей благоразумной христианской любовью. Неразумная, ложная любовь, какою она, к сожалению, большей частью бывает у родителей к детям, является одной из главных причин, почему они не замечают многих недостатков своих детей, почему они видят в них только хорошее. Только христианское смирение делает родительскую любовь трезвою и благоразумною. Христианские родители! Не закрывайте глаз на дурные поступки детей, не ослепляйте себя ложной гордостью; лучше в смирении перенести небольшое уязвление своего самолюбия, чем потом видеть своих детей испорченными и порочными. Наконец: — Тщательно следите, отец и мать, за своими детьми, особенно в тот момент, когда они не знают, что за ними наблюдают. Именно, следите за ними во время игр, когда они находятся между сверстниками и товарищами: тогда большей частью открывается их истинный характер и скорее всего обнаруживаются добрые и дурные их наклонности. Искоренение главного порока в ребенке имеет, можно сказать, решающее значение во всем деле исправления его недостатков. Поэтому родителям надо, не пропуская никаких средств, стремиться всеми силами к тому, чтобы открыть главную страсть в ребенке и бороться с Божией помощью до полного искоренения ее и всех остальных пороков дитяти. Со времени грехопадения первозданных людей каждый человек рождается на свет поврежденный самолюбием (себялюбием). И у всех потомков Адама, у всех людей, уже с самого рождения, с детства начинает развиваться это семя всех страстей и грехов. У каждого ребенка этот корень страстей — самолюбие — дает различные ростки и по-разному произрастает. Зависит это, прежде всего, от темперамента и наследственных черт характера, воспринимаемых от родителей, далее — от воспитания и, наконец, в значительной мере, от подражания худым примерам, обычаям и жизни окружающих людей. Если самолюбие не подавлять, то оно пускает глубокие корни, давая ростки какой-либо преимущественной страсти и разветвление прочих страстей. По святым Отцам, самолюбие — корень всех страстей. В чем проявляется самолюбие? В детях самолюбие проявляется уже в самом раннем возрасте в упрямстве и настойчивости в своих желаниях, в требовании угождения, потакания себе со стороны всех. С самолюбием у детей связано: непослушание и грубость в обращении с родителями и старшими; эгоизм, жадность, обжорство, завистливость; наушничество, тщеславие, превозношение своими способностями, своей наружностью, успехами в учебе; заносчивость, презрение к слабым, жадность к деньгам, корыстолюбие, лживость, воровство и многое другое. Самолюбие — порок, противоположный любви. Родителям необходимо наблюдать за его проявлениями в детях и не давать ему развиваться, укореняться в неокрепших душах. Если не обращать внимания на мелкие проявления эгоизма и мелкие недостатки, какие можно легко вытравить в детстве, то они вырастают в страсти, в пороки — труднопобедимые привычки. Все религиозно-нравственные воспитательные воздействия должны быть направлены к тому, чтобы устранять все, что может питать и развивать в душе ребенка самолюбие (не потакая его капризам, эгоистическим требованиям и желаниям).
532 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста, // Творения. Т. 7. С. 616—617 (неточ.).
533 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 21-я на Послание к Ефесянам // Творения. Т. 11. С. 185.
534 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 21-я на Послание к Ефесянам // Там же. С. 186.
535 Димитрий (Муретов), архиеп. Христианское воспитание детей как средство исцеления общества от его недугов // Слова, беседы, речи. Т. 5. С. 78.
536 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. C. 28—29.
537 Феофан (Говоров), еп. Там же. С. 29. См. также: С. 30—45.
|