Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С какого возраста надо начинать воспитание детей
В раннем детстве складывается фундамент личности. О народных традициях религиозного воспитания детей. Значение первых детских впечатлений. Кто должен воспитывать: родители или общество. Заботы родителей о родившемся дитяти прежде всего сосредоточиваются на его физическом воспитании, на уходе за телом и питании маленького, еще беспомощного существа. Об этом подробно говорить не приходится, так как теперь много пишут об уходе за детьми в популярных книгах и журналах. Долг родителей заботиться о том, чтобы тело ребенка было крепко и живо и легко. Мало предоставлять все природе, надо и самим действовать со знанием потребностей и особенностей детского организма, пользуясь опытом других и пособиями здравой педагогики. Но еще больше должны заботиться родители о воспитании души своего ребенка. Не всегда ребенок может быть крепким физически, но «благовоспитанный духом и без крепкого тела спасется». Предоставленный же себе ребенок, не получивший правильного воспитания, будет только страдать от крепкого тела. Долг христианских родителей состоит в таком христианском воспитании своих детей, чтобы довести их вместе с достижением умственно-физической зрелости до зрелости религиозно-нравственной. С самого юного детства нужно образовывать ум, нрав и благочестие. В наше время воспитанию ума уделяют особое внимание как родители, так и школа; воспитанию же сердца, воспитанию нравственному и религиозному многими даже верующими родителями мало уделяется внимания — упускается самое главное и самое важное в деле воспитания. Послушайте, отцы и матери! — говорит Златоуст. — Хотите ли, чтобы ваши дети были послушны и благонравны? С раннего детства воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4), с великим тщанием и заботливостью учите их вере Христовой и благочестию. Душе, с первых лет получающей религиозные впечатления, впечатления от слов Божественных Писаний, трудно потерять страх Божий. Не говорите, что в детстве еще не время заниматься верою: такое занятие не только полезно, но и необходимо для этого возраста. Не говорю, что надобно отклонять детей от всякого другого учения — об этом и так чрезмерно забот. Не упустите лучшего времени для религиозно-нравственного воспитания — ранней юности. Нежный возраст легко принимает и, «как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат; а между тем жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока, и направить на лучший путь, то они привыкнут к добрым поступкам и добрым чувствованиям, и добро обратится у них в господствующее свойство и природу; и потом им нелегко будет перейти на сторону зла, ибо сама привычка будет привлекать их к добру» 482 . «Юность неукротима... Что конь необузданный... то же самое и юность. Поэтому если в начале и с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон» 483 . «Вся порочность (наших детей) происходит от нашего легкомыслия, от того, что мы не с начала и не с первого возраста руководим детей к благочестию» 484 . Вот почему и премудрый Сирах говорит: учи... и с юности нагибай шею дитяти твоего (Сир. 7: 25), ибо в таком нежном возрасте воспитание может быть более легким и благоуспешным; в таком возрасте легче «обуздывать его тщательно, приучать к должному, настраивать, исцелять душевные болезни его» 485 . Древние христиане в окружении языческого нечестия при воспитании детей особенно дорожили первыми годами их детства, чтобы самую природу детей употребить в оружие для достижения благих целей, глубже запечатлеть в детской душе истины веры и расположение к добродетели. Как только начинало в детях обнаруживаться сознание, родители прежде всего старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, чтобы таким образом предупредить влияние других, вредных впечатлений, овладевающих юной душой, и дать ей с самых первых минут жизни благочестивое направление. Такое раннее воспитание приносило плоды еще в самых ранних летах; ибо малолетние дети имели дух и мужество являться пред мучителями-гонителями, сознательно исповедовать пред ними свою веру в Иисуса Христа и принимать мученическую смерть за имя Его. Святитель Тихон, епископ Задонский, сравнивает малое дитя с малым деревцем. «Мы видим, — говорит он, — что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется; и если наклонится оно в какую-либо сторону и его не выправить, то таким и вырастет кривобоким. Так бывает и с юным дитем: чему научился, того и навыкнет, и чего навыкнет, то и в прочее время творить будет. Научится ли добру в юности своей — добр и чрез все житие будет. Научится ли злу — злым во всем житии будет, и из малого отрока может быть и ангел, может быть и диавол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет; ибо от воспитания, как плод от семени, все прочее время жизни зависит» 486 . Итак, «наставление в благочестии и страхе Божием должно быть с младенчества, как только дети начинают хотя мало что разуметь, поскольку этот возраст, как незлобивый, весьма восприимчив к добру или злу» 487 . Испокон веков в народе живет эта великая истина о воспитании, записанная еще в Домострое, — что ребенка надо воспитывать, «пока он лежит поперек лавки, а когда ляжет вдоль (т.е. так вырастет, что рост его превысит ширину лавки в избе) тогда будет уже поздно». Многие христианские родители или по недомыслию, или по занятости ежедневными трудами и заботами, или по незнанию упускают это важное для воспитания время. Согласно с учением Священного Писания, святых Отцов Церкви, и современная педагогика утверждает, что в раннем детстве складывается «фундамент личности» и образуется характер 488 . По данным современной педагогической науки, первые месяцы и годы жизни ребенка являются временем быстрого развития не только организма ребенка, но и всей его нервно-психической деятельности 489 . Уже в течение первых трех-четырех лет у ребенка вырабатываются наиболее прочные, на всю жизнь, навыки и привычки и развиваются такие чувства, как радость, любовь, благодарность, доверие и, при неправильном воспитании, эгоистические чувства, чувства гнева, страха и многие другие 490 . Современный французский ученый Рене Заззо, исследователь детской психологии Торндайн и его сотрудники на основе многолетних наблюдений пришли к выводу об огромном значении первых трех лет жизни для образования личности человека: к трем годам проделано уже полпути умственного развития 491 . Педагог Б. Никитин провел семейный эксперимент на своих пятерых малышах и пришел к тому же выводу: первые три-четыре года жизни ребенка являются наиглавнейшими для развития творческих способностей 492 . Именно в эти первые годы жизни закладываются основы нравственности. Известный педагог А. С. Макаренко в своих беседах о воспитании подчеркивал, что главные основы воспитания закладываются до пяти лет — это девяносто процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, но родители уже начинают «вкушать плоды» своих воспитательных трудов, а за цветами они ухаживали до пяти лет. Поэтому чрезвычайно важно в полной мере использовать воспитательные возможности этого возраста для формирования у детей доброй нравственности 493 . Таковы выводы и многих других вдумчивых и опытных ученых и педагогов, которые говорят: в раннем детстве закладывается фундамент личности. Эти годы несомненно весьма важны для воспитания детей в вере и благочестии. Можно часто слышать возражение: дети еще малы, они ничего не поймут, слишком рано им толковать о Боге, о Христе Спасителе и др. А иные говорят: учить детей религии — значит насиловать их совесть; вырастут, придут в сознательный возраст — сами разберутся. Не будем далеко искать объяснений таким возражениям. Первые — или от незнания, или от обычного человеческого недомыслия. Последние же бывают чаще всего страха ради иудейска, из страха за свою судьбу и судьбу своих детей, из боязни за свое служебное положение (в случае обнаружения религиозных убеждений). “Зачем делать детей несчастными? — обычно говорят такие родители. — Зачем в детской душе создавать «раздвоение»? ” Не понимают, бедные, что именно без веры в Бога их дети будут в жизни несчастными людьми. Испокон веков на Руси веру объясняли детям именно в семье, с первых годов их жизни, учили первой мудрости по Часослову и Псалтири, с младенчества носили детей в храм и затем часто водили, начиная с трех-пяти лет, приучая детей к молитве, посту. Известный педагог и гуманист Амос Коменский писал, что уже двух-трехлетний ребенок вполне способен воспринять понятие о Боге. “Опыт свидетельствует, — пишет наш отечественный проповедник, архиепископ Херсонский Никанор, — что дети, начиная с двух-трех-четырех лет и выше, постигают всею цельностью своего духа, всею цельностью чутья умственного, нравственного и эстетического, постигают так поэтически глубоко, как не способны постигать люди созревшие или перезревшие. Все это подтверждается опытом. Сознанию и сердцу ребенка двух-трех лет доступно понять, что Бог живет на небе, дает хлеб и все хорошее; что нужно молиться Ему утром и вечером, стоя благоговейно пред иконою... Дитя трех-четырехлетнее может в уединенной комнате, без свидетелей, без подсказа, останавливаться пред иконою с трогательным умилением и понимать, что вот это — распятый Христос, а по сторонам Матерь и Апостол плачут; а вот воин с копьем, которым иудеи прокололи Христа, а вот гвозди, а вот терновый венец, а там солнце лик свой потаило, а то петух стоит, который ночью, тогда мучили Иисуса Христа, кричал; а то бичи, которыми били Христа, и т.д. И что-то поверх этих понятий роится в детской головке. Неужели пятилетнее дитя, держа старинный букварь в руках, не постигает сердцем такое: «Боже, милостив буди мне грешному!» или «Буди благочестив и уповай на Бога»? Или вот эти изображения на Псалтири: Давид, бряцающий в гусли; Моисей с рогами-лучами света, жезлом пресекающий морские волны, по которым проходят евреи. И какие глубокие религиозные чувства и идеи вызывают у ребенка святые изображения в молитвеннике или в храме! Например, изображение при молитве на сон грядущим: Иосиф с Никодимом в сумерках вечером кладут Христа на смертный сон в гроб, а Матерь Божия и мироносицы над Ним плачут. А вот изображение воскресшего Христа, освещенный лучами лик Его и победное знамя в руках... Дитя двух-трехлетнее понимает сердцем, что вот это верба, с вербою дети встречали Христа. Дитя, которое еще носят на руках, прикладываясь к Плащанице, постигает сердцем, что это лежит Христос Спаситель... Неужели дитя двух-трехлетнее не постигнет сердцем — нет, постигает, отлично! — что вот это красное яйцо — это Христос воскрес из мертвых?! Пока еще не зная грамоты, в церкви оно запомнит многие из многократно воспеваемых пасхальных песнопений, например: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе Христос!» и др. А сколько детской чистоты и радости в Великие праздники Пасхи, Преображения, Рождества Христова, в Вербное Воскресенье... Ребенок семилетнего возраста на исповеди, может быть, не очень ясно понимает вопрос духовника «Каешься ли?» — но отлично понимает, что значит грешить, и что значит грешно, и что Бог за грехи накажет и духовник не похвалит. Сколько могут дать сердцу юных причастников-молитвенников слова матери: «Молитесь, дети: сердце чисто созижди во мне, Боже! не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Говорят, дитя не понимает религию. Наоборот, оно-то и понимает. Взрослые понимают, но не постигают религию. А дети постигают, постигают детским чистым сердцем, чистой душой. Сколько, например, беспредельной радости в детской душе навевает многократное повторение Евангельских слов: и минувшей субботе, Мариа Магдалина и Мариа Иаковля и Саломиа купиша ароматы, да пришедша помажут Иисуса (Мк. 16: 1), или многократное повторение других Евангельских сказаний о Воскресении. Нельзя наглядеться до сытости на этот образ Воскресения: вот Иисус, исходящий из гроба; вот Ангел, озаренный светом Воскресения, там вдали перспектива темно-синего неба и утренней зари, вот задумчивые и печальные лица мироносиц с мирницами в руках... Это созерцание в детстве было погружением сознания в невечерний свет Небесной Пасхи. Эти сладкие, светлые ощущения, эти бесценные детские воспоминания остаются на всю жизнь. Эти восторженные или умиленные состояния чистой детской души дают человеку на всю жизнь представление о райском наслаждении на небе, о вечности. Кто их испытал, тот знает по опыту, что в детстве мы живо и глубоко чувствуем и переживаем истины веры, в юности только вспоминаем эти чувствования с услаждением, а в зрелом возрасте только пытаемся восстановить ту радостную трогающую теплоту сердца, которая была тогда живою теплотою, а не подогреванием прожитого” 494 . Именно в детстве живет и светит в сердцах непорочная, цельная, святая любовь ко всему святому, которая «созидает». И служит она путеводным маяком в последующей жизни человека. Далее этот проповедник говорит, что родителям в семье необходимо «напитывать детей млеком Христовой веры от дней младенчества, носить, водить детей в церковь, приучать сердца их родственно отзываться на “голос церковный”, на звук церковного колокола, памятуя хотя бы пример мудреца-гиганта прошлого века Наполеона I, который и на троне величия, и на скале (острове) святой Елены в ссылке говаривал, что не может без сердечного умиления слышать вечерний звон церковного колокола, — так он напоминает ему дорогое детство; который, после разгрома в нем всех христианских верований, умер однако же христианином» 495 . Другой отечественный проповедник, протоиерей В. М. Гиляровский говорит, что первоначальное христианское воспитание души и сердца, пробуждение лучших сил души, пробуждение внутреннего человека делается «не уроками, не знанием, а образом жизни родителей, примерами и благочестивыми привычками их; и не с пяти, а с самого рождения надо начинать это религиозное воспитание посредством, так сказать, вдыхания своей души, ее чувств и добрых расположений. Когда мать, наклонившись над колыбелью, всматривается с любовью, благодарностью и надеждою на Бога в глаза своего дитяти, знаете ли, она передает ему свои чувства, она уже начала свое воспитание. Один из святых Отцов с любовью вспоминает, как мать сажала его на колени, учила произносить имя Иисуса и слагала ручонки для крестного знамения. Ваши, родители, молитвы, ваше обращение со всеми, ваши приветливые разговоры, ваше доброе отношение к детям и ко всем окружающим оставляет неизгладимые впечатления в душах детей, сохраняющиеся на всю их жизнь» 496 . Господь Иисус Христос сказал: смотрите (по-славянски блюдите), не презирайте ни одного из малых сих (Мф. 18: 10). Родители, к вам в первую очередь относятся эти слова. Может быть, вы не подозреваете и возможности, и видов такого презрения, поэтому и сказано: блюдите — будьте осмотрительны, внимательны, остерегайтесь небрежения. Небрегут о детях те родители, которые перепоручают взращивание и воспитание своих детей чужим людям: няням, воспитательницам детских учреждений (яслей, детсадов, интернатов), учителям школ. Когда мать-христианка является постоянной кормилицей и воспитательницей своего дитяти, то оно как бы «пьет любовь из груди матери» (Филарет, митрополит Московский). Непрестанное воздействие родительской любви и доброты сеет в сердце дитяти семена детской любви и доброты, и этим ранним и обильным сеянием любви и благочестия приготовляется многоплодная жатва. Можно ли ожидать этого от «чужих тетей», занимающихся воспитательным делом часто без всякого призвания, только ради заработка, от людей, чуждых христианской веры и любви; можно ли, говорю, ожидать от них такого же доброго воспитания наших детей, которое могут дать им даже простые, малообразованные, но любящие и благочестивые христианские родители? Блюдите, да не презрите единаго от малых сих... Лучше в бедности, но самим растить и воспитывать детей, нежели, потеряв их для Бога и вечности, услышать грозное осуждение Божие за гибель их. Наша страна пережила период увлечения так называемым «коллективным», общественным воспитанием в яслях и интернатах. Плоды его мы еще долго будем вкушать. От такого воспитания дети вырастают духовно и нравственно обедненные, «стандартные». Один писатель приводит в газетной статье отзыв пожилого, умудренного житейским опытом русского человека о такого рода «дет-ясельных» стандартных детях: «Сначала ясли, потом — интернат, потом — институт, потом что? Вот они и похожи друг на друга, как оловянные солдатики!» 497 Так называемое «общественное воспитание детей» в дошкольных учреждениях и, особенно, в интернатах создает уже в раннем возрасте отчуждение их от родителей. Писательница Е. Шереметьева в статье: «Когда складывается характер?» пишет: «Многим не хочется верить, что наши беды со школьниками, подчас наше полное бессилие перед подростками и юношеством, — почти всегда отчуждение, возникающее у детей в раннем возрасте. Если поверить в это, значит родителям со дня рождения ребенка надо принять на себя (а не перекладывать ни на государство, ни на бабушек) всю ответственность за него, не лениться, не жалеть себя. Да, именно так, если они хотят в дальнейшем счастливых отношений с ребенком, маленьким человеком — будущим гражданином». Этот процесс отчуждения, разрыва духовной связи родителей с детьми начинается с момента помещения ребенка в ясли, а потом в детсад. «Ребенок, — продолжает Е. Шереметьева, — обычно попадает в ясли в пять-шесть месяцев. Он уже отлично знает мать, радуется ей, смеется, по-своему отвечает на ее разговор с ним, на ласку; он привык к ее голосу, шагам, его успокаивает прикосновение ее рук, он засыпает, чувствуя присутствие матери тут же в комнате». Но вот устроили ребенка в ясли. «...С ребенком на руках торопится женщина в ясли; хорошо, если близко, а в трамвае (хоть и с передней площадки) — давка, надо оберегать маленького, чтобы не прижали, не толкнули. В яслях — поскорей раздеть ребенка, не опоздать на работу. Да и не только поэтому. — Утро — мучение! никаких нервов не хватает. Особенно пока привыкают детишки. И это ведь долго — месяцы. А есть малыши, что и весь год не привыкают, — рассказала молодая воспитательница “ползунковой” группы из одних дет-ясель. — Сама чуть не ревешь, когда один за другим восемнадцать малявок с плачем цепляются за матерей. На руки возьмешь — рвется, закатывается. Звон в голове от их крика. А матери в слезах убегают поскорей» 498 . Постепенно в душе ребенка ослабевает органическая связь с матерью, он подпадает «множественному» влиянию чужих тетей. Вследствие таких ежедневных «встрясок» дети становятся нервными, легковозбудимыми, начинают часто болеть. «Крайне ранимый в раннем возрасте детский организм реагирует резкими отклонениями от нормы, как только его перебрасывают из одной обстановки в другую, — писала еще в 1928 году проф. А. И. Чулицкая, талантливый педагог, психиатр и педиатр. — Ни для кого не новость, что дети с травмированной нервной системой более подвержены простудам, инфекциям и другим заболеваниям». Именно поэтому, попадая в ясли, малыши начинают чаще и тяжелее болеть. Дети, воспитывающиеся в яслях до трехлетнего возраста, отстают и в физическом, и в умственном развитии от «домашних» детей, вследствие ограниченного общения со взрослыми (одна воспитательница на 15—20 человек) 499 . У них обедняется восприятие окружающего мира в период самого интенсивного развития чувств. А ведь без участия сердца не происходит ни один процесс в нашей психике: любое желание, воображение, потребность в общении, способность к действованию — все опирается на сердечные чувствования («эмоции»). Воспитание сердца — всего эмоционального богатства ребенка — является крепкой опорой для выработки добрых привычек и навыков, способности сочувствовать, любить, желать быть полезным — всего, что создает основы нравственности. Этого-то и недостает в детских дошкольных учреждениях. По-настоящему сердце ребенка может воспитывать только любящее родительское сердце 500 . Сердце дитяти, как мягкий воск, особенно восприимчиво к влиянию родительского сердца вследствие существующей органической духовно-телесной связи между родителями и детьми.
482 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова, 3 // Творения. Т. 8. C. 22 (неточ.).
483 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею // Творения. Т. 11. С. 681.
484 Иоанн Златоуст, свт. Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне // Творения. Т. 3. С. 340.
485 Иоанн Златоуст, свт. Там же. С. 337.
486 Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное // Творения. Т. 4. С. 184 (неточ.). См. также: Т. 2. С. 34.
487 Тихон Задонский, свт. О должности христианской родителей... // Творения. Т. 1. С. 114—115.
488 См.: Шереметьева Е. Когда складывается характер? // Комсомольская правда. 1968. 13 сентября.
489 Так, например, к пятимесячному возрасту ребенок удваивает свой вес, к году — утраивает. Быстро развивается мозг, к семимесячному возрасту вес мозга удваивается, а к двум-трем годам утраивается. За первые три года строится вся сложная внутренняя структура мозга, нервных центров и всей нервной системы (Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста. С. 3—5).
490 Именно в пору дошкольного детства образуются и крепнут основные эмоциональные связи ребенка с окружающими — чувства любви, доверия и уважения (Шакуров Р. От нуля до семи // Известия, 1969. 7 марта). Наиболее бурное по темпам и грандиозное по масштабам развитие деятельности больших полушарий мозга человека (с которыми связаны все чувства и способности) происходит до трех лет, — утверждает доктор мед. наук, профессор Кольцова. В первые три года наиболее возбудима эмоциональная сфера. Именно поэт ому все навыки и привычки, выработанные в раннем детстве (т.е. выработанные на ярком эмоциональном уровне) оказываются чрезвычайно прочными (Шереметьева Е. Когда складывается характер? // Комсомольская правда. 1968. 13 сентября).
491 Никитин Б. Откуда берутся таланты // Комсомольская правда, 1969. 30 января.
492 Никитин Б. Откуда берутся таланты // Там же.
493 Макаренко А.С. О воспитании в семье. C. 144.
494 Никанор (Бровкович), архиеп. Поучение в Неделю Ваий // Слова и речи. Т. 2. С. 110—116. Цит. по: Свет во тьме. С. 281—284.
495 Никанор (Бровкович), архиеп. Поучение в Неделю Ваий // Там же. С. 282—290.
496 Гиляровский В.М., прот. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы // Собрание проповедей. Т. 1. С. 33.
497 Аграновский В. Поляновы // Комсомольская правда. 1969. 15 мая.
498 Шереметьева Е. Когда складывается характер? // Комсомольская правда. 1968. 13 сентября.
499 Особенно это наблюдается у детей в яслях и детских садах с продленным днем.
500 Когда “ясельный” ребенок подрастает, его переводят в детский сад. Будучи особенно восприимчивыми в этом возрасте — к хорошему и худому — дети в большом коллективе приобретают много отрицательных черт: они становятся шумливыми, развязными, рассеянными, необузданными, неуважительными к старшим, тщеславными многознайками. Сторонники общественного воспитания называют таких детей “самостоятельными”, “смелыми”, “бойкими”, “жизнерадостными”, “любознательными” и т.п.
|