Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианские родители как наставники своих детей в вере и благочестии






      Научить детей основам веры — долг христианских родителей. Какиемолитвы должны знать дети. Чтение детям Священного Писания.
С возрастанием ребенка к воспитанию в нем благочестия собственным примером, собственным благочестием христианские родители должны присоединять и религиозно-нравственное научение в доступной для детей форме. Дать познать христианскую веру, научить своих детей основным истинам веры — долг христианских родителей. Это заповедал Сам Господь Спаситель, говоря:       пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10: 14). Сам Господь заповедал родителям: внушай заповеди детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая (Втор. 6: 7), т. е. научай детей своих, всегда и постоянно научай их жизнью своей ежедневной, научай их силою своей живой веры и благочестия, научай их живым словом, укрепленным жизненным действованием по ангельским заповедям.
Внушай заповеди детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая. Так важны для души заповеди Господни, что о них надо говорить очень часто. Как же это можно исполнить?      
Предложенный пророком Моисеем еще в глубокой древности способ преподавания и изучения веры удивительно как удобен по всему. Учить вере, по наставлению Моисея, не то означает, чтобы заставлять малое дитя заучивать на память заповеди и молитвы, хотя и это весьма полезно и необходимо. Нет, с ребенком надо говорить о вере как о предмете ежедневной жизни, как о предмете, который существенно важен и нужен; и говорить о вере с детьми не трудно. Ибо в душевной жизни детей есть чрезвычайно глубокая черта — врожденная религиозность, стремление к Богу, инстинктивная любовь к Нему, стремление жить, как хочет Бог. От природы нет нерелигиозных детей. Их создают люди, неправильное воспитание в семье, антирелигиозное воспитание в школе, развращающее влияние окружающей среды.     
Научение вере достигается посредством простых, сердечных бесед и разъяснений отцом и особенно матерью религиозных истин. С самого начала сознательной жизни детей необходимо приводить в познание Бога и Христа Сына Божия: кто есть      Бог? — Тот, в Которого веруем, и призываем имя Его, и исповедуем, и молимся Ему; и кто есть Христос, и как Его почитать. «Как только начнут дети хотя мало смыслить, тут ты начинай вливать в сердца их млеко христианского учения, чтобы они, как новые и незанятые сосуды, мало-помалу наполнялись и возрастали в благочестии» 519 .
Для этого пусть мать или отец рассказывают своим малюткам о Боге Творце, о первых людях, которых сотворил Бог, о том, как хорошо им жилось в раю, пока они во всем слушались Бога и были чисты, невинны и благочестивы; и о том, что на Небе у Отца Небесного нам будет лучше, если мы во всем будем слушаться Бога и родителей.     
Пусть родители далее рассказывают им о том, как      Адам и Ева согрешили и чрез это сделали несчастными как самих себя, так и всех людей, и как любвеобильный Отец Небесный послал Своего Сына Иисуса Христа снова указать и открыть людям путь к Небу, который Бог закрыл для них; о Рождестве Христовом, о благочестивых пастырях (пастухах) Вифлеемских, о трех волхвах, о злом царе Ироде и о невинных младенцах, которых он избил; о скромной жизни Спасителя в Назарете у старца Иосифа, равно как и о Его добрых делах и чудесах, о Его страданиях и смерти на Кресте за наши грехи, чтобы они видели, что грех страшнее всего на свете.
Надо, чтобы родители показывали и объясняли своим детям, что Отца Небесного нужно так же крепко любить, как мы любим мать, как любим отца. Им надо говорить, что мы всё получаем от Отца Небесного, что без Его любви к нам не было бы у нас ни дома, ни пищи, ни питья, ни одежды, ни цветов, что Он все видит, все знает, даже мысли и намерения наши, что Он любит только добрых и наказывает за худое.     
Благоразумные христианские родители могут пользоваться различными праздниками, чтобы наставлять своих детей в важнейших истинах нашей святой веры. Хорошо, если имеются в семье некоторые картины на сюжеты из Священной Истории; если же их нет, то можно показывать детям и объяснять священные изображения, которые мы видим в храме.     
Когда дитя еще более подрастет, надо разъяснять ему, для чего мы крещены и какова цель нашей земной жизни, ибо наша земная жизнь не что иное, как путь, по которому мы идем к вечности, — добрый человек к благополучной, злой же к неблагополучной жизни. Надо разъяснять детям о их крещении во имя Святой Троицы, о силе святого крещения и о том, какие обеты даны ими в лице восприемников, как они отрицались сатаны и всех злых дел его; объяснить им, кто такой сатана и какие его злые дела; часто напоминать детям, как они обещались работать Христу Сыну Божию верою и правдою, напоминать им, что мы рождаемся в крещении не для временной этой жизни, не ради чести, славы, богатства, но рождаемся и обновляемся к вечной жизни, которая ждет нас в будущем веке; необходимо наставлять их не привязываться своими сердцами к суете мира сего, но стремиться к вечной жизни. Наконец, необходимо представлять пред умные очи детей грядущие судьбы мира и людей, последний Суд Христов и ожидающее праведников вечное блаженство, а грешников — вечную муку      520 .
В таких и подобных назидательных беседах благочестивые отец и мать должны наставлять своих детей основным истинам христианства. Говорить с ребенком нужно просто, доступным ему языком. В детстве дитя с доверием и вниманием слушает своих родителей, само спрашивает их о том или другом предмете с открытою душою. «Вопросы о вере — основные вопросы мировоззрения человека; с решением их так или иначе решаются и вопросы об окружающем мире. И поскольку нет ничего выше и животворнее вопросов веры, то, питая юную душу верою Христовою, христианские родители как нельзя более облагораживают ее, расширяют силы ее для нравственного возрастания, и там, где остается безуспешным всякое человеческое усилие, благодать Божия изменяет человеческую природу на лучшее. Так, например, родители угрозами могут запретить ребенку на некоторое время делать худое. Но надолго ли угрозами и наказаниями можно его удержать? Запретить же не только делать худое, но и думать о худом, желать худого может только мысль веры о Всеведущем Боге, Судии сердец»      521 .
Священное Писание указывает, что началом благочестия и охранителем нравственности — началом премудрости является      страх Господень (Пс. 110: 10). По этой причине с самого раннего детства необходимо насаждать в юные сердца страх Божий, ибо юность, удобосклонная по природе ко злу, ничем так не отвращается от зла, как этим страхом.
А чтобы страх Божий всадить в сердца юных, нужно часто напоминать им, что Бог есть Отец Небесный, Которого они должны любить всем сердцем и всем помышлением своим, что всякое нехорошее слово оскорбляет Его, Премилосердного, что если ребенку больно видеть отца или мать родную в неудовольствии на него, то как же можно оскорбить Господа Бога, Который для всех нас Отец Небесный, всех милует, всем подает все нужное — и им, деткам, и матери, и отцу, и братьям, и сестрам.     
Детям надо почаще напоминать, что «Бог везде (хотя мы Его и не видим), все слышит, все видит, и не только то, что делается и говорится, но и то, что в сердце и в глубине помышления сокровенно». «Что Он ненавидит      зло и любит добро; за зло наказывает человека, а за добро награждает» 522 .
Святой      Иоанн Златоуст говорит, что страх Божий родится в душе, «если мы будем помышлять, что Бог везде присутствует, все слышит, все видит, не только дела и слова, но и все происходящее в сердце, и в глубине души, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4: 12)... Что бы ты ни делал, делай с мыслью о вездеприсутствии Божием. Он действительно везде присутствует, а потому, принимаешь ли пищу, располагаешься ли спать, гневаешься ли, похищаешь ли что, предаешься ли удовольствиям или что другое делаешь, — вспомни о присутствии Божием, и никогда не предашься страху (и пустым забавам) никогда не воспламенишься гневом. Если такую мысль будешь иметь постоянно, то постоянно пребудешь в страхе Божием» 523и со страхом и трепетом, по заповеди Апостола, — будешь совершать свое спасение (Флп. 2: 12).
Это понятие о Божием всеведении и вездесущии надо вкоренять детям с самого раннего детства, чтобы они не только от явного зла, но и от тайного уклонялись.     
Святой Иоанн Златоуст говорит, что «страх Божий есть великое богатство и непогрешимое наследство и беспечальное сокровище»      524 , которое родители должны оставить детям на всю их жизнь.
К прискорбию, в наше время многие христианские родители упускают самое благоприятное время для научения малых детей страху Божию и началам благочестия. Посмотрите на детей дошкольного возраста, чем только не набивают юные головы: их пичкают всякого рода сказками, баснями о животных и «бармалеях», пустыми стихотворениями и рассказами, толкуют им о машинах, самолетах, космических ракетах и т.п., а о главном, о нашей вере, о законе Божием и жизни по заповедям Христовым, о Священной Истории и житиях святых не дают ни малого понятия.     
Еще в XIX веке оптинский старец Амвросий в одном из писем писал: «Мое мнение в отношении занятий (малых детей) чтением такое, чтобы прежде всего занимать юный ум Священною Историею и чтением житий святых, по выбору, незаметно насевая в нем семена страха Божия и христианской жизни; и особенно нужно с помощью Божиею суметь ему внушить, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от нарушения оных. Все это выводить из примера прародителей, вкусивших от запрещенного древа и за то изгнанных из рая.     
Басни Крылова можно оставить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв, Символа веры и избранных псалмов, например: “Живый в помощи Вышняго”, “Господь просвещение мое” и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив, праздность и не внушение детям страха Божия бывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай — не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно»      525 .
      Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126: 1). «Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе (напрасно) труждаемся: разве бо того (без благодати Божией) ни делание, ни слово совершается» — не повлияет на детей. «Душу же покрывающу (Божественной благодатью), никтоже наш разорит град» 526 . Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что без благодати Святого Духа никто не может ни греха избежать, ни исполнить заповеди Божии 527 .
Детей нужно не только обучать истинам религии, но и упражнять с самого раннего возраста в делах благочестия и молитвы. Этой цели родители достигают тогда, когда детей, наученных с детства обыкновенным молитвам и православному благочестию, побуждают ежедневно молиться с собою и принимать участие в доступных для детей религиозных обрядах. В числе главнейших кратких молитв детям следует усвоить «      Отче наш», «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», молитвы утреннюю, вечернюю, Ангелу хранителю, «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы дети должны знать наизусть и читать утром и вечером. Особенно важно, чтобы дети с самых ранних лет приобрели навык к совершению ежедневных молитв утром и вечером. Если таким образом они с юности бывают приучены к молитве и благочестивым обычаям (посещение храма Божия, общественных служб и др.), то они, как правило, останутся набожными и охотно будут молиться и впоследствии, когда придут в возраст, и не будут стыдиться исполнять свои религиозные обязанности.
Могут возразить нам, указав на то, что дитя не может понимать всех молитв. Конечно, вполне ребенок не понимает содержания каждой из указанных молитв, но это и не обязательно. Столько, сколько нужно бывает для того, чтобы благочестиво молиться, понимает уже и малое дитя. Если оно не может составить себе ясного понятия о Боге, то по крайней мере у него есть чувство Бога. Оно чувствует, что есть Высочайшее Существо, Которое нас любит и Которое мы должны также любить, и когда оно произносит слова молитвы, то думает, как и всякий взрослый, о Боге и к Нему возвышает свою душу. И такая молитва из детски-благочестивых сердец, без сомнения, гораздо приятнее Богу, чем молитва ученого, который весьма ясно понимает каждое слово молитвы, произносимой устами, но при этом холоден и рассеян. Как приятна Богу детская      молитва, это Он Сам сказал чрез Псалмопевца: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8: 3).
Воспитание малых детей — дело, главным образом, матерей. «Чтобы мать в состоянии была хорошо исполнить свою обязанность в отношении религиозно-нравственного воспитания своих детей, для этого она должна знать основы нашей православной веры и нравственности и должна быть истинной христианкой, набожной и благочестивой. Если мать сама не примет духа благочестия, если она сама мало находит радости и удовольствия в молитве и религиозных упражнениях, она не сможет воспитать в благочестии и своих детей. Дитя только тогда может приобрести благочестивое настроение и научиться благоговейной молитве, когда оно видит такое настроение у своей матери, когда и ее саму видит благоговейно молящейся. Наконец, дети, как известно, очень любознательны и всегда спрашивают о том, что им не ясно или непонятно. Любящая мать никогда не затруднится тут и найдет, что и как объяснить детям. Тем более, при усвоении молитв благочестивое искреннее чувство матери не изменит ей и подскажет, что можно объяснить детям из усвоенных молитв, что рассказать, как удовлетворить их любознательность»      528.
Не надо забывать, что живое знание святой веры, страх Божий и истинное деятельное благочестие насаждается в детях также чтением в семье Священного Писания и духовно-назидательных книг.     
Прежде на Руси во многих семьях существовал благочестивый обычай читать      Новый Завет. От старших членов семьи этот обычай переходил к младшим. На проходившей в 1909 году Всероссийской выставке церковно-приходских школ показана была тетрадь известного ученого-ботаника и педагога прошлого века профессора С.А. Рачинского, куда он ежедневно переписывал по одной главе из Библии. Теперь обычай чтения Священного Писания в семьях почти совершенно исчез.
Для воспитания детей в вере родители должны приобщать их дома к духоносным первоисточникам христианства — чтению Евангелия, Апостольских писаний и учительных книг Ветхого Завета.     
Опыт подтверждает, что такое благоговейное чтение Священного Писания «действует на детскую душу необычайно благотворно, согревая и просветляя, возвышая и расширяя, умиляя и услаждая, увлекая и утверждая на камени веры»      529 .
Евангелие Господа нашего Иисуса Христа должно стать семейным наставником, домашним собеседником христиан. В Священном Писании обитает дух святыни и истины Божией, дух спасения нашего. В Слове Божием дышет сам Дух Божий, из книг Он хочет проторгнуться в сердца наши. По словам Златоуста, при усердном и внимательном чтении Священное Писание озаряет душу таинственным светом, как солнце озаряет землю после ночного мрака. «Одна глава из Евангелия, прочитанная с благоговением и размышлением, дает более назидательных мыслей, благочестивых чувств, нежели целые книги, написанные для любопытства либо из тщеславия. Как много времени пожирает у нас чтение пустых книг, журналов и проч. литературы, и как мало приносит оно существенной пользы»      530 .
Слово Божие научает нас познанию Бога и любви к Нему. Из рассказов родителей и чтения Священного Писания дети узнают о жизни Спасителя, о Его святых заповедях. Из Божественных Писаний дитя услышит заповедь о любви к ближним, о почитании отца и матери; оно услышит, что нельзя красть, лгать, желать чужого, гневаться, причинять вред и обиду другому. Услышит, сколь счастлив, блажен христианин, который смирен сердцем, кроток и миролюбив, чист душой и любит правду. Из Библейских рассказов ребенок узнает о примерах покорности Богу в лице Авраама, послушания родителям в Исааке, незлобия и чистоты целомудрия в Иосифе, мужества в Давиде, мудрости в Соломоне. А сколько назидательного найдется в кратких поучениях премудрого Сираха, в притчах Соломона, псалмах Давида!      
Слово Божие имеет неотразимую силу влияния как на юных, так и на взрослых, оно нравственно очищает, возвышает, возрождает людей. «Господи, что за книга это Священное Писание, — восклицает Ф.М. Достоевский, — какое чудо и какая сила, данные с нею человеку». Этот животворный источник богопознания и нравственного назидания для юного поколения, обретаемый в Священном Писании, должен быть широко использован в наших христианских семьях.     
Религия есть, прежде всего, область чувствований сердца. Необходимо так воспитывать детей, чтобы они полюбили свою святую православную веру, чтобы в них горел пламень веры, чтобы они в душе своей боролись за это великое сокровище веры и в окружении открытого воинствующего неверия. Этот пламень может возжечь в условиях нашего времени только семья и      Церковь при помощи благодатных средств, подаваемых в ней.
«Дайте вашим детям, — говорит Амвросий, архиепископ Харьковский, — полюбить Христа Спасителя, дайте им почувствовать в себе трепетание и движение духовной жизни, приучите их чувствовать себя в Церкви Божией как в родном доме, как в родной стороне». Дайте им познать сладость детской молитвы и теплоту религиозно-нравственной атмосферы вашего семейного дома.      «Тогда можете быть спокойны за веру и нравственное преуспеяние ваших детей. Дух времени и страсти будут колебать и увлекать их, но они всегда будут иметь к чему возвратиться и где найти врачевание испорченной жизни и утешение разбитому сердцу» 531 .
Дети благочестивых родителей даже среди окружающего неверия и развращения вырастают верующими, и это настроение развивается как-то незаметно, просто. Писатель К.Г. Короленко в книге «История моего современника» рисует детские и отроческие религиозные переживания. Ребенок, о котором он рассказывает, вырастает в семье дружной и религиозной. Медленно просачивается скептицизм в детскую душу. Первый удар наносит бестолковое вольнодумство недалекого и суеверного дяди, который колеблется относительно Бога, но в чертей верит крепко. Его разговоры и появление студента, который «режет трупы, влюблен и не верит в Бога», возбуждают в сердце мальчика не столько сомнение, сколько страх перед возможным неверием. Но он борется всеми силами за то, чем живут его отец и мать, чем до сих пор жил он сам. В минуту религиозного подъема он дает обет никогда не поддаваться неверию. «Эта минута полной уверенности в обладании истиной осталась навсегда ярко освещенным островком его душевной памяти. Многое, что его тогда кружило, затянулось в памяти глубоким туманом прошлого. А он (обет) стоит живой, яркий, хотя и очень далекий».     
С такими полученными в семье задатками ребенок, попав в школу даже с самыми неблагоприятными для его дальнейшего религиозно-нравственного развития условиями, не поддастся всецело и легко ее отрицательному влиянию, будет с успехом бороться в душе за свое сокровище веры, особенно если будет прибегать к благодатным средствам Церкви и будет иметь постоянную поддержку в семье. Сколько в наших школах таких маленьких исповедников и мучеников в душе!      

519       Тихон Задонский, свт. Наставление христианское // Творения. Т. 5. С. 161.

520 Тихон Задонский, свт. Наставление христианское // Творения. Т. 5. С. 161—163.     

521 Филарет (Гумилевский), архиеп. Слово в день Введения Богоматери во храм //Слова, беседы и речи. С. 231.     

522 Тихон Задонский, свт. Творения. Т. 3. С. 363; Т. 5. С. 196.     

523 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 288.     

524 Иоанн Златоуст, свт. Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне // Творения. Т. 3. С. 339.     

525 Амвросий (Гренков), иеросхим. Письмо 110 // Собрание писем... к мирским особам C. 134.     

526 Степенны, 2-е антифоны 7-го и 2-го гласов.     

527 Симеон Новый Богослов, прп. Слово 16 // Слова. Вып. 1. С. 152—154.     

528 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 29—30. Знаменитый русский проповедник Иннокентий, архиепископ Херсонский,       так говорит об огромном воспитательном влиянии на ребенка матери-христианки: “Рождение и воспитание чад в страхе Божием есть такое средство, каким каждая жена может действовать во спасение не только свое, но и других — целых семейств и обществ. И во-первых, рождением. Это у истинно христианской жены не одно плотское действие: она зачинает не от одной плоти и крови. Для сего у христиан брак и есть таинство; для сего супруги при венчании и приемлют благодать освящения. Рожденные в страхе Божием чада бывают святы и приносят с собою на свет благословение миру. Второе, неисчислимое по своим плодам, средство у матери действовать ко благу человечества есть христианское воспитание детей. Мать долгое время составляет для младенца целый мир: в очах ее он видит в первый раз рай или ад — Отца Небесного или духов злобы. Немного может сообщить мать младенцу, но это немногое дается на всю жизнь. Язык матери состоит более из действий, чем из слов, но он тем вразумительнее и незабвеннее. Образ благочестивой матери остается у некоторых последней святыней, когда все святое потеряно, и все еще охраняет от последнего ниспадения в бездну нечестия или отчаяния” (Иннокентий (Борисов), архиеп. Сочинения. Т. 1. С. 24).

529 Высказывание архиеп. Никанора (Бровковича) цит. по изд.: Свет во тьме. С. 289.     

530 Амфитеатров А.Н. Беседы об отношении Церкви к христианам. С. 36.     

531 Амвросий (Ключарев), архиеп. Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 81. 

   


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал